Скандальное заявление сделал в рамках Петербургского форума министр финансов Антон Силуанов. Размышляя вслух о том, как сделать отечественный автопром устойчивым и перспективным, он предложил: «Государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров, обеспечить спрос. Например, можно пересадить чиновников на «Лады».
Эти слова мгновенно разлетелись по блогосфере, и одном из первых откликнулся на них в своем канале сенатор Совета Федерации Андрей Клишас, сделав, в свою очередь, контрпредложение Силуанову:
- Ждём Силуанова в Совфед на «Ладе»!
Один из журналистов, комментируя заявление Силуанова отмечает:
- Министр смекнул, что новые капсулы смерти от «Автоваза» без АБС и подушек придутся потребителю не по вкусу. Кризис на предприятии спровоцирует остановку линий и, быть может, закрытие. А держава не может позволить себе столь великий репутационный провал. Поэтому завод из ж*пы нужно вытягивать любыми способами: например, пересадив чиновников на «Лады». «Лада» - то, что надо!
Разумеется, сети вспомнили о точно такой же инициативе покойного вице-премьера правительства России в 1990-х Бориса Немцова. Тогда он, пытаясь привлечь внимание государства к проблемам отечественного автопрома и спасти его, предложил пересадить чиновников на «Волги». 1 апреля 1997 года президент России Борис Ельцин даже издал соответствующее распоряжение «О вопросах обеспечения автотранспортом федеральных органов власти». Документ предусматривал пересадку госслужащих РФ на автомобили отечественного производства «в целях экономии средств федерального бюджета и поддержки отечественных товаропроизводителей». Но «Волги» и «Лады» в гаражах госслужащих не прижились. Ельцин, хоть и подписал указ, сам сразу пересаживаться на ЗИЛ отказался. Это, по мнению самого Немцова, и стало одной из причин, по которой затея провалилась. Автомобильная эпопея закончилась спустя два года, в апреле 1999 года, когда Ельцин отменил свое распоряжение.
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян пишет по этому поводу:
- Здесь ведь вопрос престижа. Смерды и быдло должны сразу понимать, что перед тобой не абы кто, а слуга народа. Отсюда и неистребимая тяга к спецсигналам, блатным номерам и прочей бижутерии. Вопрос не в удобстве даже, а в том, чтобы выделяться из толпы. Можно, конечно, предложить программу по созданию отечественного членовоза на базе Ауруса. Для министров и выше - аутентичный. Для чиновников поплоше - и версия попроще. А для разной мелочи - какой-нибудь Аурус-мини и -микро. Но в любом случае ни при каких обстоятельствах это не должна быть какая-то там «Лада». Пусть и в мега-комплектации.
Политолог Константин Калачев тоже уверен в бесперспективности этой затеи:
- Полагаю, однако, идея Силуанова умрет уже на ПМЭФ. Национализация элит таких жертв не выдержит. Да и сам министр с себя почему-то не начал.
Эксперт канала Малюта Скуратов объясняет:
- У затеи Силуанова есть перспективы с учетом сузившегося круга альтернатив. Однако даже сильно подержанный Opel, не говоря о Mercedes в качестве транспортного средства гораздо надежнее продукции отечественного автопрома. Чиновники на новенькой «Ладе» без подушек безопасности – это конечно будет забавный аттракцион. Расходы на содержание автопарка из-за частых потребностей в ремонте явно вырастут.