Ирина Мишина
За последнее время с блогерами было связано сразу несколько громких скандалов. Достаточно вспомнить историю с Вероникой Белоцерковской, также известной как Belonika: она была заочно арестована Басманным судом Москвы. Блогершу обвиняют в распространении фейков о Вооруженных силах РФ. В случае задержания Белоцерковской или ее экстрадиции в Россию, она будет заключена под стражу на два месяца. Зреет и скандал с Юрием Дудем* (внесен в реестр СМИ-иноагентов): ютуб- блогер подал в суд на Минюст России из-за отсутствия уведомления о том, что его признали иностранным агентом.
Скандалы в сети вспыхивают каждый день – и в связи с высказываниями о спецоперации, и, что называется, на ровном месте. Многие чиновники реагируют на это болезненно, часто дело доходит до судов.
«Я был первым осужденным блогером. На меня в 2013 году подал в суд сотрудник ФСБ, на которого я собрал компромат из-за коррупции. Против меня было возбуждено уголовное дело по ст.128, ч.1 – оскорбление чести и достоинства. Дело в конце концов закрыли, я был реабилитирован. Моим делом занимался Верховный суд. Когда следователи проанализировали материалы, выяснилось, что у меня за день суммарно в соцсетях более 50 миллионов просмотров, это намного больше аудитории современных российских СМИ. Кстати, человека, на которого я собрал компромат и обнародовал его, в конце концов уволили, процесс он проиграл. Если блогер ведет расследование и нарушает законы, его надо судить. Но просто так ограничивать работу блогеров, аудитория которых сравнима со СМИ, смысла нет», - рассказал «НИ» блогер и журналист Максим Новиковский.
Блогеров-миллионников в сетях тысячи. И их аудитория действительно зачастую превышает аудиторию некоторых СМИ. Но возникает вопрос: кого считать блогером? Ведь у того же зам.председателя Совбеза Дмитрия Медведева в соцсетях миллионы подписчиков, и в выражениях Дмитрий Анатольевич не стесняется. Достаточно вспомнить его пост от 7 июня в Телеграм, в котором экс-президент России говорит про «ублюдков и выродков», которые «хотят смерти России». Пока никаких санкций по отношению к Медведеву за этот пост не последовало.
«Блогер, у которого более 5 тысяч подписчиков, уже отвечает требованиям средства массовой информации. Я считаю, что за свои поступки надо отвечать и в жизни, и в сетях, - заявил «НИ» ответственный секретарь СПЧ при президенте Александр Точенов. - Почему в жизни за проступок человек отвечает по Уголовному кодексу, а в сетях может позволить себе что угодно? Этические нормы должны быть. Возможно, такой орган по регулированию этических норм было бы логично учредить при Союзе журналистов. На моей стороне по поводу регулирования деятельности блогеров главный редактор «Московского комсомольца», председатель комиссии по СМИ СПЧ Павел Гусев».
… У меня на памяти работа Комиссии по этике, которая некоторое время существовала при Союзе журналистов России. Как правило, она ограничивалась внутренним обсуждением, а «виновники торжества» на заседания чаще всего не являлись. Однажды эта Комиссия из уважаемых людей вызвала на свое заседание Сергея Доренко, но тот предпочел парировать на это прямо в эфире словами:«Тут какие-то пигмеи пытаются меня в чем-то обвинить. Не считаю нужным им отвечать»
Руководил этой комиссией один из соавторов закона о СМИ России Михаил Федотов. Сегодня Михаил Александрович утверждает:
Сегодня действует Общественная коллегия по жалобам на прессу, в которую входят 50 авторитетных журналистов и общественных деятелей.
«Конечно, есть жалобы от «бабушек» на программы Малахова, но есть и реальные претензии. Например, была претензия к Владимиру Познеру, который обидел китайцев, заявив, что у них «узкие глаза». Владимир Владимирович потом извинился. То есть эта структура работает. Вообще попытки как-то «структурировать» блогеров» были давно, но я не вижу в этом особого смысла. Выход может быть простым: из самых крупных блогов и Ютуб – каналов можно делать СМИ. Но ведь у нас как? Блогеры хотят иметь права журналистов, но не хотят иметь их обязанностей. То есть представлять две точки зрения на проблему, проверять досконально информацию, визировать материалы, чтобы не исказить смысл, следовать этическим нормам. Блогерами сегодня, по сути, никто не занимается. А кем и чем, собственно, заниматься? 95% блогеров-тысячников пишут про то, что они купили, как поели, какие-то приколы. К этому нельзя относиться серьезно. Разумеется, есть блогеры, которые пишут и говорят на серьезные темы – к примеру, ютубер Алексей Пивоваров* (признан иноагентом), Леонид Парфенов… Но их единицы. Вот с ними, возможно, есть смысл работать, предложив им зарегистрироваться как СМИ», - заявил «НИ» председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.
В мире тоже пока нет практики работы с блогерами-тысячниками и миллионниками. Все решается, как правило, в рамках судебных процессов. Показательна для блогосферы история с блогером Белль Гибсон из Австралии, которая вела блог про здоровый образ жизни в Instagram* (запрещенная в России экстремистская организация), где утверждала, что благодаря чистому питанию и регулярному спорту она смогла победить несколько разновидностей онкологии. Девушка заявила, что у нее обнаружены опухоли печени, селезенки и матки, и она лечит их при помощи ЗОЖ. Гибсон выпустила книгу, проводила акции, стала знаменита. Блогер пообещала отправить четверть доходов с продажи книг на благотворительность и сообщила, что уже перевела 300 тысяч долларов в фонды. Однако, при проверке выяснилось, что диагнозы девушка придумала, а средства присвоила себе. Федеральный суд Мельбурна обязал блогера Гибсон выплатить штраф в размере 410 тысяч долларов, ее книга была изъята из продажи. Удален был также и аккаунт Гибсон из Instagram* (запрещенная в России экстремистская организация). Таких историй в сетях сотни. И пока против них есть только одно средство: закон.
В Совете Федераций «НИ» подтвердили: на сегодня главный инструмент против нарушений в блогосфере - действующее законодательство. К тому же в палате регионов работают над регулированием соблюдения этических норм в интернете.
«Ограничивая блогеров в правах, надо давать им и какие-то бонусы. Например, ввести в президентский пул журналистов», - предлагает блогер-тысячник Максим Новиковский. Вот только согласится ли с этим президент…
Тем временем, кооперация с блогерами, похоже, понемногу налаживается. Минпросвещения поддержало идею о создании новой структуры - совета учителей-блогеров. Как сообщили в ведомстве, Общественный совет министерства уже одобрил эту инициативу. В совет учителей-блогеров войдут 20 экспертов с аудиторией от 1 тысячи человек в различных соцсетях ("ВКонтакте", "Яндекс.Дзен", "Телеграм", "Яндекс.Кью", "Одноклассники" и другие). Лидеры мнений будут способствовать распространению информации о работе ведомства и о том, что происходит в сфере образования.
Но в целом перспектив у блогосферы в России на сегодня не так уж много. Рамблер сообщает о падении интереса к соцсетям и уменьшение их аудитории за последнее время. К примеру, видеохостинг YouTube потерял более 20% авторов из России, социальные сети Instagram* (внесен в список запрещенных в России ресурсов) и TikTok также стремительно теряют российскую аудиторию. «Главная цифра сегодняшнего наблюдения — падение на 21% числа активных русскоязычных авторов YouTube с 24 февраля по 20 апреля 2022 года. И это несмотря на пока несостоявшуюся блокировку. Наибольшую долю авторов за указанный период потерял TikTok. Падение авторов составило 87%, контента — 93%. На втором месте по доле ушедших авторов — Instagram* (внесен в список запрещенных в РФ ресурсов), потерявший 56% активных авторов и 55% контента», — говорится в исследовании Brand Analytics.
Так что у блогеров на сегодня на первом месте задача – сохранить аудиторию. А для решения этой проблемы этические нормы - не помеха...