Posted 7 июня 2022, 21:33
Published 7 июня 2022, 21:33
Modified 7 марта, 12:30
Updated 7 марта, 12:30
Тридцать лет западные страны наслаждались так называемыми «дивидендами мира»: после окончания холодной войны они резко сократили военные бюджеты и направили освободившиеся средства на развитие социалки, науки, образования и других секторов.
Так, США в конце 80-х тратили на оборону 6% своего бюджета, а в прошлом году - только 3,5%. В одном только 1991 году оборонный бюджет был сокращен на 25%.
Европейские страны сократили военные расходы еще сильнее. Даже целевой показатель НАТО (2%) выполнялся далеко не всеми странами.
События в Украине изменили ситуацию. Похоже, что эпоха дивидендов мира заканчивается, и впереди - новая эра раздутых военных расходов, а страны НАТО возвращаются к военным бюджетам времен холодной войны, пишут журналисты влиятельного аналитического издания The Financial Times в статье «Российская угроза покончила с эпохой «дивидендов мира» на Западе».
«Перспектива советского вторжения в Европу больше не является реальной угрозой», — провозгласил Джордж Буш-старший в 1991 году, объявив о 25-процентном сокращении расходов США на оборону. Холодная война закончилась, и угроза со стороны России снизилась.
Комментарии тогдашнего президента знаменовали собой оптимистическую эру «дивидендов мира». Западные правительства переключились на финансирование других задач помимо безопасности, таких как здравоохранение и образование или снижение налогов, в период расширения свободных рынков, либеральной демократии и экономической глобализации.
Три десятилетия спустя действия России в Украине снова выдвинули в повестку дня расходы на оборону. США оказывают Киеву военную помощь на миллиарды долларов. Европейские страны, включая Германию, также обязались тратить больше.
«Мы внезапно вступили в новую эру, противоположную глобализации, когда вопросы государственного управления и безопасности преобладают над свободным рынком и экономикой», — сказал Найджел Гулд-Дэвис, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований.
Эти изменения приоритетов способны снизить западный уровень жизни. Как сказала Кая Каллас, премьер-министр Эстонии: «Я бы с удовольствием вложила все эти деньги, которые мы вкладываем в оборону, в образование, но... у нас действительно нет выбора».
Западные военные расходы уже резко увеличились к середине 2010-х годов. Действия России в Крыму и поддержка сепаратистских движений на востоке Украины в 2014 году, а также опасения по поводу усиления Китая побудили США, Великобританию и ЕС восстановить бюджеты безопасности, урезанные после финансового кризиса 2008 года.
Военные расходы продолжали расти также и из-за пандемии коронавируса, уточнил Диего Лопес да Силва, старший научный сотрудник Стокгольмского международного института исследования проблем мира. Но им все еще было далеко до уровня холодной войны. В конце 1980-х годов США тратили на оборону 6% валового внутреннего продукта. В прошлом году Америка потратила 3,5% – разница составила более 520 миллиардов долларов.
Страны ЕС сокращали еще больше, отчасти потому, что они полагались на зонтик безопасности США. В прошлом году из 30 государств-членов НАТО только США, Великобритания, Франция, страны Балтии, Норвегия, Польша и Румыния обязались, наконец, достичь цели - выделить по 2% ВВП на оборону. А ведь даже такая крупнейшая экономика Европы, как Германия тратила на военные нужды всего 1,3%.
Боевые действия в Украине изменили ситуацию. И хотя сейчас Запад намного сильнее России в военном отношении (в отличие от времен холодной войны), непредсказуемость Москвы побуждает политиков действовать решительнее.
Военные Германии недавно обнаружили, что им не хватает боеспособной техники. Даже Америка, страна с крупнейшим оборонным бюджетом, оказалась в ловушке: отправив примерно треть своих противотанковых ракет Javelin в Украину, руководство Пентагона подсчитало, что восполнение запаса займет годы. Европейские страны обещают увеличить расходы на оборону. Как они будут финансироваться — это другой вопрос: правительствам приходится помогать избирателям справляться с ростом цен на продукты питания и электроэнергию, который начался из-за конфликта в Украине.
Даже в богатой энергоносителями Норвегии, которая извлекает выгоду из роста цен на нефть, опасаются, что не смогут достичь целевого показателя расходов НАТО в размере 2%.
В Великобритании, которая является вторым по величине военным бюджетом НАТО, ведущие политики призывают увеличить оборонный бюджет до 3% ВВП. Германия взяла на себя обязательство достичь и даже превзойти целевой показатель НАТО.
Но выделенных недавно руководством страны 100 млрд евро будет достаточно, чтобы покрыть дефицит расходов всего на два года, считают аналитики.
Президент Франции Эммануэль Макрон тоже изложил планы по увеличению военных расходов, однако для этого Парижу придется урезать другие расходы.
В Италии стремление премьер-министра Марио Драги увеличить расходы на оборону встретило общественное сопротивление: граждане начали угрожать протестами и забастовками.
В Испании обещание премьер-министра Педро Санчеса достичь 2-процентного показателя к 2030 году сталкивается с сильным противодействием со стороны его партнеров по коалиции в правительства, которые заявляют, что приоритетом должны быть наука, образование и здравоохранение.
И только Нидерланды — редкий пример, когда правительство, кажется, решает задачу. На прошлой неделе страна решилась на повышение расходов, чтобы достичь цели в 2% к 2024 году, за счет повышения налогов, сокращения расходов в других сферах и государственных займов, - пишет издание.