В Петербурге осудили адвоката китайской ОПГ, промышлявшего вымогательством

7 июня 2022, 15:12
Суд в Санкт-Петербурге вынес приговор в отношении адвоката китайского происхождения Вана Хуэя, которого признали виновным в вымогательстве. Дело стало яркой иллюстрацией китайского тренда: в последние годы диаспора из КНР в Северной столице стала все более значимым явлением.

Александр Дыбин

Как сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга, Ван Хуэй признан виновным по пункту б части 3 статьи 163 УК РФ («Вымогательство»). По версии следствия, в 2020 году мужчина собрал ОПГ, состоящую из уроженцев Китая. Группа занималась похищениями людей, разбоями и вымогательствами. Поводом для возбуждения дела стали разборки между гражданами КНР, которые не поделили туристов. Пострадавший организовал отдых группе соотечественников, но провел их по более дешевым магазинам и кафе, что не понравилось осужденному и его партнерам.

«Соучастники, 19 октября 2020, под обманным предлогом, пригласили потерпевшего на встречу, напали на него, насильно усадили в машину и избили, - сообщили в суде, - у потерпевшего отобрали куртку «Hals», стоимостью 23 000 рублей, в карманах которой находились 80 000 рублей и мобильный телефон «iPhone X». Мужчину избивали бейсбольной битой».

Избиваемый смог вызвать на место разборки друзей, но тех тоже избили.

«Участники ОПГ требовали 100 000 китайских юаней (что по курсу ЦБ РФ – 1 163 980 рублей), - уточнили в суде, - далее, они привезли всех троих потерпевших к ресторану «Небесный Фуд Город», где удерживали их вплоть до прибытия сотрудников полиции».

В какой-то момент жертва вымогательства смогла вырваться и вызвать полицию.

Осужденный Ван Хуэй имел статус адвоката и работал в Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака. По версии следствия, его роль заключалась в том, что он должен был поддержать требования о передаче 100 000 юаней. В ходе суда Ван вину признал, раскаялся. С ним было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Все участники банды — студенты петербургских вузов, в возрасте от 19 до 26 лет.

Суд назначил Вану весьма мягкое наказание - 7 лет условно с испытательным сроком 5 лет. По данным сервиса «За честный бизнес» Ван Хуэй, является не только адвокатом, но и предпринимателем. Он числится соучредителем в двух компаниях: «ТОНФЭН» (ресторанная деятельность) и «ВАНСБИОТЕХ» (торговля лекарствами).

По словам директора «Лаборатории изучения китайского туризма» Полины Рысаковой, дело Ван Хуэйя самое громкое, но не единственное.

«Основная проблема китайской диаспоры - это ее закрытость и попытки решать многие проблемы внутри себя без привлечения полиции, либо с привлечением властей на каких-то коррумпированных основаниях, - говорит эксперт. - Мы видим общий стиль правонарушений: представление, что, несмотря на то, что инцидент происходит в России, он воспринимается, как чисто китайские разборки. Это дело стало известно потому, что конфликт попал на камеры и пострадавшие предали все огласке, хотя были попытки скрыть конфликт. Много было таких ситуаций: вспышки, склоки. Они всегда были и всегда решались закрытым образом. Кража человека, избиение битой, за это могут посадить, но они воспринимают это как внутренний вопрос вне правовых рамок. Можно просто увези человека, и никто не думает, что за это что-то может быть. Органы в курсе, они знают. Есть наблюдение и предпринимаются меры. Это громкий инцидент, и то, что он дошел до суда, тоже говорит о внимании к теме и настороженности по поводу того, что диаспора становится одним из игроков, хотя пандемия и ограничила перспективы».

Отметим, что пика китайский туризм в Санкт-Петербурге достиг в предпандемийные годы - 2018-2019. Тогда о толпах китайских туристов в парках, музеях и дворцах Северной столицы стали говорить, скорее как о проблеме, чем экзотике. Туристы жаловались на очереди, а администрации музеев на то, что пропускная способность дворцов не выдерживает такого наплыва. При этом аргумент, что туристы – это деньги, не работал. Вокруг турпотока из Китая диаспора выстроила свою закрытую инфраструктуру. Свои отели, кафе и рестораны, магазины сувениров, транспорт, гиды и тп. Туристы из КНР просто не попадали в российские турфирмы, к российским рестораторам и отельерам. Говорили о нечестной конкуренции, так как легальные гиды и перевозчики должны выполнять массу условий, а те, кто обслуживал китайцев – нет.

По словам Полины Рысаковой, турпоток резко сократился с началом пандемии и, что интересно, китайская диаспора в Петербурге резко свернула бизнес, отчасти начала переориентировать его на россиян. Часть людей вообще уехали из России. До COVID-19 размер диаспоры оценивался как 10-13 тысяч человек, сейчас эксперт затрудняется назвать точную цифру.

«Многие рестораны, магазины закрылись, идет сужение экономических возможностей у диаспоры, особенно в аспектах обслуживания соотечественников. Да, есть больше проекты. Например, порт в Усть-Луге, но, наверное, это единственный живой проект, который связан с китайской экономикой, - говорит Полина Рысакова. - Все остальные - в сложном положении. Китайская тур-отрасль была замкнута сама на себя, и поэтому российского бизнеса пострадало не много. Какие-то гостиницы, арендодатели. Но большая часть легального бизнеса с этим сегментом не работала. Они больше пострадали от прекращения турпотока из Гонконга и Тайваня. Его размер хоть и был до четверти от китайского, но работал только вбелую. Сейчас мы видим, что бизнес, который ведет диаспора, переориентируется с соотечественников на россиян. Появляется больше легальных точек, связных с Китаем, ресторанов, которые ориентированы на россиян. Им надо диверсифицировать свой бизнес».

При этом эксперт не видит перспектив для восстановления турпотока в прежнем объеме. Пандемия проходит, но возникли свои обстоятельства и в Китае, и в России, которые не дают развернуть обмен туристами.

«До осени 2022 года точно ничего не будет, так как на это время в КНР назначен партийный съезд, где будут переизбирать руководство. Кроме того, миграционная служба Китая ввела ограничения по выдаче загранпаспортов. Их выдают только для поездки на учебу, деловых и научных контактов. Туризм не входит в перечень причин, по которым можно выезжать из станы. До осени 2022 года это не изменится, - говорит Полина Рысакова. – Есть обстоятельства и в России, кто к нам будет летать, какие самолеты, сколько это будет стоить? Если какие-то туристы из Китая и появятся, то только с весны 2023 года. и это будут небольшие группы, которые поедут за очень дорого».

#Китай #Аналитика #Преступность #Криминал #Санкт-Петербург #Туризм #Суды
Подпишитесь