Екатерина Максимова
По приблизительным подсчетам, за последние три месяца было отменено около 110 дорожных тендеров на общую сумму более 60 млрд рублей. Что почти в два раза больше обычных для сферы дорожного строительства ежегодных корректировок.
Сразу несколько крупных торгов (на сумму от 1 млрд рублей) отменил самый крупный заказчик - Федеральное дорожное агентство (далее - Росавтодор).
Подрядчикам-дорожникам весной, к примеру, не достались следующие крупные лоты: капремонт моста через реку Волховец трассы М-10 (1,034 млрд рублей), участок капремонта автодороги Р-119 в Липецкой области (1,4 млрд рублей), участок федеральной магистрали А-376 в Хабаровском крае (1,9 млрд рублей), капремонт участка трассы М-2 на территории Орловской области (2,2 млрд рублей). Формулировка самого крупного отмененного конкурса дословно звучит так: «Капитальный ремонт автомобильной дороги А-114 Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 85+000 - км 115+400 в Вологодской области. 2 этап» (7,2 млрд рублей).
Только в конце весны и только крупных дорожных строек федеральные заказчики отменили на общую сумму около 13,7 млрд рублей. С общей сметой почти на 6 млрд рублей в мае также зависли тендеры с ценовым порогом поскромнее - от 100 млн рублей до 1 млрд рублей.
В основном, это ремонт внутрирегиональных трасс и участков федеральных магистралей. Так, в последний месяц весны самыми крупными отменами в этой ценовой категории стали капремонт автомобильных дорог общего пользования Пермского края (977 млн рублей), работы на трассе «Дон» в границах Ростовской области (864,3 млн рублей), капремонт отрезка трассы Р-119 в Орловской области (695,5 млн рублей).
Директор ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов предположил, что поток отмен связан с тем, что сметы на крупные объекты верстались до резкого подорожания стройматериалов. «Скорее всего, из-за скачков цен торги оказались с неактуальным ценообразованием. И сейчас заказчики корректируют сметы», - прокомментировал эксперт Иванов. Он также напомнил, что лоты, связанные с дорожным строительством, не зависят от времени года.
Один из учредителей крупной дорожной компании в Москве, попросивший не называть его имя, поддержал версию директора ассоциации «Дормост». «Еще в марте обычно отыгрываются тендеры по текущему ремонту дорог - асфальтирование, ямочный ремонты. Сочувствую тем дорожникам, кто стал тогда подрядчиком. С начала весны сметы с реальностью не бьются уже минимум на 20-30%. Сметы на крупные дорожные стройки точно необходимо корректировать», - считает дорожник.
«Новые Известия» уточнили в Росавтодоре причину отмены закупки крупных тендеров. Там сослались на выход ряда законодательных документов. В том числе, федеральное дорожное агентство упоминает письмо Минэкономразвития от 17 мая «Об основных параметрах сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В Росавтодоре подчеркнули, что действующее законодательство (закон о госзакупках) нарушено не было. Более того, в пресс-службе Росавтодора «Новым Известиям» сообщили, что два самых крупных тендера, которые были отменены в мае, вернутся в дорожный план.
«В настоящее время конкурс по объекту капитального ремонта участка автодороги А-114 Вологда – Тихвин (км 85 – км 115) опубликован заново (25.05.2022). Повторное размещение конкурсной документации на выполнение работ по капитальному ремонту участка автодороги М-2 «Крым» км 422-км 437 в Орловской области планируется в июне этого года», - сообщается в ответе на запрос.
Лот с участком автодороги А-114 действительно повторно был размещен на сайте госзакупок 25 мая. При этом цена контракта не изменилась ни на рубль и по-прежнему составляет 7,2 млрд рублей. «Обращаем ваше внимание на то, что отмена закупок не скажется на качестве производства работ и сроках их выполнения», - заверили в Росавтодор.
Напомним, Министерство экономического развития РФ в мае предоставило правительству важный документ - «Об основных параметрах сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов». Ведомство обновило прогноз спада российской экономики и прогнозируетт, что в 2022 году ВВП сократится на 7,8%. Это самый серьезный спад после мирового финансового кризиса в 2009 году.
2 июня Владимир Путин заявил, что темпы дорожного строительства сокращаться не должны. Президент поручил кабмину утвердить план дорожного строительства до 2027 года объемом около 13 трлн рублей. Путин заявил, что как минимум 85% опорной сети автомобильных дорог в России должны быть приведены в нормативное состояние в течение ближайших пяти лет.