Виктория Павлова
Автомобили сейчас приходится искать на просторах России и выбирать из того, что есть. Покупка нового авто теперь сродни лотерее: из-за прекращения производства многих моделей и ухода с рынка таких популярных производителей, как Renault или Volkswagen, дилеры продают остатки по тем ценам, о которых раньше и не мечтали. Выходом из этой ситуации для многих покупателей стал рынок поддержанных автомобилей. Тем более, что цены на вторичке приходят в норму: рост предложения на 7% и ограниченная покупательная способность привели к тому, что в апреле 2022 года подержанные машины, по данным «Дром», в среднем подешевели на 16% относительно марта, а в мае скинули ещё 12% относительно апреля.
Но не стоит сразу же хватать первое попавшееся авто. В разных регионах машины стоят по-разному. Причём речь не о средней стоимости всех подержанных автомобилей в регионе, а о сравнении конкретных моделей одного и того же года выпуска. Исследование Auto.ru показало, что цены на одну и ту же модель пятилетнего возраста могут различаться на четверть даже в соседних регионах. Так случилось, например, с народной Lada Granta, которая на Кузбассе значительно дешевле, чем в соседних Новосибирской области и Красноярском крае.
Если хотите сэкономить, то стоит присмотреться к предложениям в Кемеровской области. Только для получения выгоды нужно оценить и затраты на перегон. Предложение и выбор автомобилей зависят еще и от исторических предпочтений местных жителей. Например, Самарскую область и окрестности Тольятти невозможно представить без обилия различных моделей «Лады» - говорит генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова:
- В целом предложение формируется по рыночным сценариям, главную роль здесь играет предложение. В той же Самарской области автомобили Lada традиционно широко представлены в силу специфики региона, ведь основные сборочные мощности АВТОВАЗа сосредоточены именно здесь.
Но означает ли, что дешёвый автомобиль – плохой автомобиль? Эксперты уверены, что нет. Поэтому при выборе машины не стоит ограничиваться домашним регионом. Представители ГК «Автоспеццентр» в комментарии для «НИ» отмечают, что самое главное в ценообразовании – это спрос:
- Более низкая цена на авто с пробегом в регионах не всегда означает, неудовлетворительное техническое состояние автомобиля. Чаще всего, доступная цена авто говорит о том, что он не пользуется спросом, поэтому сложнее продается. Более доступный автомобиль имеет низкую ликвидность, к таким авто можно отнести седаны премиального сегмента - Lexus LS, Cadillac CT6. Они дешевеют на 20-40% уже спустя месяц после покупки.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль считает, что средние цены на машины сейчас формируют автосалоны, и где их положение тяжелее – там цены ниже:
- Может возникнуть ошибочное мнение, что более дешевые автомобили в других регионах уступают по качеству тем же авто в областях, где цена на них выше. На самом деле, это не так. Сейчас дилеры не имеют достаточно большую свободу на формирование стоимости в салонах, очень много факторов давят на итоговую цену. Дилерам надо выплачивать зарплату своим сотрудникам, оплачивать аренду и коммунальные услуги. На это нужны деньги. А получить их можно только с продажи автомобилей. Поэтому постепенно ценник опускается, становясь оптимальным и для продавцов, и для потенциальных покупателей. Таким образом, может получиться, что один и тот же автомобиль, например, в Московской и Ростовской областях будет иметь разную стоимость.
Также по мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, в народе бытуют стереотипы о сохранности автомобилей в том или ином регионе:
- Зачастую в регионах можно найти недооцененные машины. Потому что считается, то там хуже условия эксплуатации, и поэтому состояние может быть хуже, чем у машин, которые ездят в Москве. С другой стороны, у московских машин тоже есть свои недостатки - потому что в Москве из-за реагентов машины быстрее гниют.
В ГК «Автодом» тоже считают, что поездка за подержанной машиной в провинцию – не такая уж и плохая идея. Выбор машин в Москве и Санкт-Петербурге большой, но техническое состояние автомобилей в регионах может быть, как минимум, не хуже. По крайней мере это касается простых моделей отечественного автопрома, которые хорошо известны большинству мастеров:
- Есть и объективные минусы приобретения авто с пробегом в столичном регионе. Прежде всего — это использование большого количества химических реагентов на дорогах зимой. К сожалению, они ускоряют процесс коррозии. Кроме того, средний пробег автомобиля в Москве выше, чем в регионах. Пробки в столице негативно сказываются на состоянии КПП и двигателя, которые могут иметь большой износ.
Главное – не забывать, что в каждом регионе есть свои собственные риски, связанные с покупкой подержанных машин – утверждает руководитель компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев:
- Бытует мнение, что, например, в Санкт-Петербурге не стоит покупать автомобили из-за того, что они быстро гниют из-за климата и дорожных реагентов. Реагентами пугают и покупателей московских б/у машин. В провинции хуже дороги. Во Владивостоке есть риск купить автомобиль “утопленник”, а на Кавказе - угнанное ТС.
Отдельно затронем тему праворульных машин из Японии. Они одними из первых показали советскому человеку, что такое блага цивилизации вроде комфортного салона, автоматической коробки переключения передач, кондиционера и надёжности. До 2008 года правый руль был чрезвычайно популярен к востоку от Урала, а авторынок «Зелёный угол» во Владивостоке был культовым местом паломничества для миллионов автолюбителей, разыскивающих вожделенную машину «без пробега по России». Но в 2008 году власти ввели новые импортные пошлины, потом обязали покупателей ставить систему «ЭРА-ГЛОНАСС». А популяризация кредитных программ у официальных дилеров окончательно отодвинула поставки «бэушных» машин. Поставки из Европы практически остановились, и только жители Дальнего Востока, верные правому рулю, продолжили покупки секонд-хенда на японских аукционах, генерируя поставки 95% подержанных «японок». Всего поставки машин в возрасте от 1 до 5 лет в 2010 году (тогда пришло осознание новых цен) сократились на 50%. Руководитель сервиса «Выкупим Ваш автомобиль» Денис Колосов отмечает, что иногда праворульные машины становились даже дороже леворульных:
- До 2008 года, пока не ввели заградительные пошлины на поддержанные автомобили, рынок праворульных автомобилей был крайне интересен, поскольку аналогичные модели с правым и левым рулём имели разницу в комплектациях в пользу автомобилей с Японии. После 2008 года пошлины и рост интереса к сегменту праворульных автомобилей создали ситуацию, в которой цена на аналогичные модели стала одинаковой, а в некоторых случаях, как ни парадоксально, праворульный автомобиль стал стоить дороже.
Сейчас всё стремительно меняется. До конца 2022 года действует временное положение, разрешающее не устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС», да и на фоне цен у официальных дилеров даже растаможка с доставкой из Японии не выглядит дорогой. Эксперты сервиса «Автотека» приводят цифры, показывающие взрывной рост рынка праворульных машин. Причём люди ищут замену не дешёвым «Жигулям», а иномаркам:
- Интерес покупателей к автомобилям без пробега по РФ возрос. По данным Авито Авто, в I квартале 2022 года спрос на ввезенные из-за рубежа автомобили вырос на 127,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по сравнению с IV кварталом 2021 года - на 6,6%. Среди ключевых причин интереса россиян к машинам без пробега по РФ - отличное качество сборки и разнообразие модельного ряда. Кроме того, считается, что, например, японские автомобили эксплуатируются в лучших условиях, чем в России (влияет качество дорог и бензина, а также более мягкий климат), и регулярно проходят техническое обслуживание. В основном россияне интересуются автомобилями из Японии. По данным Авито Авто, на первом месте в топе востребованных автомобилей без пробега по России - Toyota Alphard. На долю японского минивэна в I квартале 2022 года пришлось 5,63% от общего спроса на автомобили без пробега по России. Вторую строчку рейтинга занял Honda Stepwgn (доля спроса - 2,34%). Третьим по популярности стал седан класса “люкс” Toyota Crown - на него пришлось 2,16% от общего спроса. В пятерку популярных моделей вошли также Honda Fit и Nissan Leaf. На Дальнем Востоке за прошедший год востребованность автомобилей без пробега по России увеличилась значительнее, чем во всей стране - по сравнению с I кварталом 2021 года спрос на них вырос на 193,8%. По мнению экспертов Авито Авто, в связи с продолжающимся дефицитом и ограничениями на поставки ряда новых иномарок в Россию, интерес к автомобилям из-за рубежа продолжит расти.
Так что автомобильные шоп-туры по России могут быть по-настоящему увлекательными и полезными – выгода от покупки в некоторых регионах покрывает затраты на логистику. Легковые «Лады» можно искать в Самарской области, недорогие внедорожники вроде «Нивы» – в Ярославской и Тверской областях, где нормальные дороги видели только в кино, целый ряд различных массовых моделей – в Кемеровской области, свежие иномарки с правым рулём (других скоро не останется) – во Владивостоке. А вот Москва останется основным поставщиком просоленных дорожными реагентами бывших такси с космическим пробегом и премиальных марок.
Особо добавим:
Единственной гарантией того, чтобы не купить металлолом под видом "свежей иномарки" - делать комплексную и тщательную диагностику автомобилей у независимых от продавца экспертов. Так же необходимо изучать сервисную и страховую историю машины. В противном случае риск нарваться на гнилое "ведро с гайками" или счета на ремонт на сотни тысяч рублей возрастает многократно.