Posted 2 июня 2022,, 15:51
Published 2 июня 2022,, 15:51
Modified 7 марта, 12:36
Updated 7 марта, 12:36
Юлия Сунцова, Наталья Сейбиль
Предписание Центробанка о распределении 14% риска между всеми инвесторами, у кого в портфелях есть акции иностранных компаний, и переводе этой доли ценных бумаг в неторговый раздел, поступило в Санкт-Петербургскую биржу и российским брокерам 30 мая. Они должны временно заблокировать иностранные бумаги на счетах клиентов, которые хранятся в Национальном расчетном депозитарии.
Уже в настоящее время акции нельзя продать, обналичить, получить с них дивиденды. Как долго это будет длиться, неизвестно.
Начиная с 30 мая российские инвесторы обнаруживают в своих личных кабинетах изменения. В зависимости от брокера, у кого-то напротив акций иностранных компаний вывешен значок замка, либо же, как в СберИнвестициях, например, акции просто исчезают из портфеля.
Центробанк винит во всем международные депозитарии и при этом убеждает, что меры направлены «на защиту прав и интересов инвесторов и минимизацию их рисков» (!). Собственность владельцев на иностранные ценные бумаги обещают сохранить, а торги возобновить по мере снятия ограничений. Когда это случится – неизвестно.
Вот как комментирует ситуацию сам регулятор:
«Банк России принял решение с 30 мая 2022 года ограничить обращение на организованных торгах иностранных ценных бумаг, заблокированных международными расчетно-клиринговыми организациями, за исключением ценных бумаг иностранных эмитентов, осуществляющих производственную и экономическую деятельность в основном в России.
Сейчас заблокированные иностранные бумаги в небольшом количестве обращаются на СПБ Бирже. Поскольку в ее торгово-клиринговой системе такие активы не маркируются, то они будут распределены между участниками торгов и их клиентами на равных условиях с учетом пропорциональности и с возможным исключением на неторговые счета небольших клиентских портфелей».
В результате решения, принятого банком России, состоялось полное разделение иностранных ценных бумаг на те, которые могут свободно торговаться, и те, которые учитываются в Национальном расчетном депозитарии и торговаться не могут. Блокировке подверглись ценные бумаги, учет и хранение которых осуществляется на счетах расчетного депозитария СПБ-Биржи – ПАО «Бест Эффортс Банк» - в НКО АО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД), так как международный депозитарий Euroclear Bank S.A./N.V. частично ограничил операции с бумагами в Национальном расчетном депозитарии.
В денежном выражении объем заблокированных бумаг составил около 14% от всего доступного для торговли клиентского портфеля брокеров, дающих доступ к «СПб-бирже». При этом каких-то бумаг блокировка не коснулась вообще, а по каким-то бумагам заблокировано 100% на счетах клиентов. Бумаги разблокируют, когда Euroclear возобновит работу с российским Национальный расчетным депозитарием. На данный момент Euroclear и Национальный расчетный депозитарий ожидают разъяснений от европейских регуляторов – Минфина Бельгии и Еврокомиссии, объясняют брокеры.
ЦБ определил принципы, по которым биржа и брокеры должны выбрать ценные бумаги и их количество для блокировки на счетах клиентов.
Есть «помилованные» иностранные эмитенты, для которых сделано исключение. К ним Центробанк отнес, например, «Русагро» (AGRO), «Циан» (CIAN), United Medical Group (EM44), «Эталон» (ETLN), X5 Retail (FIVE), Fix Price (FIXP), United Medical Group GDR (GEMC), Globaltrans (GLTR), HeadHunter (HHRU), HMS Hydraulic Machines & Systems (HMSG), «Лента» (LNTA), MD Medical Group (MDMG),«Окей» (OKEY), Ozon (OZON). Петропавловск» (POGR),«Полиметалл» (POLY), Qiwi (QIWI),Softline (SFTL),TCS Group (TCSG),VK (VKCO), Yandex (YNDX), Veon (VEON-RX). Торги бумагами этих компаний и тикеров продолжаются на Московской бирже.
- Решение коснулось бумаг, прошедших первичный листинг на американских фондовых биржах. Исключения: HeadHunter, Yandex, Ozon, Cian и др. Также это не коснется ценных бумаг с листингом на иных биржах, в частности, бумаг TCS Group и Fix Price, объясняет частный инвестор Евгений Шепелев. - Бумаги подпадают под ограничения из-за разрыва связи между Национальным расчетным депозитарием и Euroclear, который считается вышестоящим депозитарием по отношению к Национальному расчетному депозитарию. По каждому наименованию иностранных ценных бумаг, попавших под блокировку, определят соотношение долей между бумагами, доступными для торгов и учитываемыми в НРД. Исходя из полученной пропорции на счете каждого клиента, владеющего такими бумагами, определят количество бумаг, которые временно нельзя будет продать.
Клиент может перевести свои ценные бумаги другому брокеру или в другой депозитарий, но только внутри НРД, но проблему это не решает - у нового брокера акции тоже останутся заблокированными.
Получение дивидендов и доходов по ценным бумагам также блокируются.
Вечером 30 мая «СПб-биржа» опубликовала список ценных бумаг, попадающих под блокировку. Среди них, к примеру, акции Alphabet — материнской компании Google, Amazon и других иностранных компаний-гигантов. В общей сложности - несколько сотен наименований.
Московская биржа в свою очередь сообщила, что новых ограничений с 30 мая не вводится. Правда, иностранные бумаги на ней и так не торгуются с конца февраля — сначала из-за общей приостановки работы фондового рынка Мосбиржи, затем из-за ограничений со стороны Euroclear. Московская биржа при этом предупредила, что по уже приобретенным иностранным бумагам могут не поступать дивиденды и может не быть возможности участвовать в корпоративных действиях.
В пользовательских чатах клиенты российских брокеров выражают крайнее недовольство действиями ЦБ. Здесь, можно сказать, уже собираются политические кружки. В горячих высказываниях много мата.
Оно и понятно, по итогам 2021 года россияне вложили в фондовый рынок 14 трлн рублей (для сравнения - на депозитах всего вдвое больше 33 трлн). То есть сегодня из-за решения ЦБ владельцы брокерских счетов в совокупности теряют почти 2 трлн рублей.
«Последние месяцы ужасны, но сегодняшнее утро просто шокирует! С российскими акциями нагнули в марте, запретив ими торговать. Только решила перейти на иностранные ценные бумаги и купила себе пару компаний, как их заблокировали на моем счете. Вывести невозможно. Что делать – не ясно. Инвестиции по-российски»;
«Перестало хватать на спецоперацию, откровенно и нагло пошли отжимать по карманам граждан»;
«Воры они и есть воры, как бы красиво они ни описывали свою кражу»;
«Санкции в отношении собственных граждан, отлично»;
«З*****[зашибись] поинвестировали. С другой стороны, поинвестировали, конечно, вопрос для кого? Точно не для себя»;
«Как можно называть собственностью то, чем ты не можешь распоряжаться? Право собственности по-русски»;
«По традиции шкурный поступок - объявить о факте блокировки в выходной день биржи, не дав возможности вывестись даже в минус»;
«Казино 5:0 - всё, что нужно знать об инвестировании в России»;
«Берут в долг кровно заработанные, вернут через 40 лет. Может быть. А пока сами попользуются. Не нравится – а нечего было вкладывать деньги в «недружественные страны»;
«Родному регулятору надо же как-то согражданам мозг отрезвлять, а то несчастные думают всё еще, что живут в свободной и могучей стране. Поинвестировать они захотели, смотрите-ка»...
Брокер «ТиньковИнвестиции» заявил, что будет привлекать юридические компании для защиты прав и интересов своих клиентов.
Разговоры о том, что надо бы запретить россиянам покупать на бирже акции иностранных компаний ведутся с апреля. Подобная инициатива родилась в головах депутатов Госдумы. С инициативой о запрете покупок иностранных ценных бумаг с российских инвестиционных счетов выступил 21 апреля глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев подтвердил, что такой законопроект поступил на их оценку, и ассоциация высказалась за возможность частичного ограничения доли иностранных бумаг на российских биржевых счетах.
Банк России также поддержал идею ограничить налоговые льготы для инвесторов, покупающих иностранные активы на ИИС. «Целью указанных налоговых преференций в первую очередь должно быть стимулирование инвестиций в российские ценные бумаги и финансирование российской экономики», — пояснили в ЦБ.
Данными нововведениями лица, принимающие решения, пытаются, как они говорят, стимулировать долгосрочные инвестиции в отечественные компании и продукты негосударственного пенсионного обеспечения.
Идеи претворяют в жизнь, как видим, уже даже не дожидаясь принятия законов. Распространяются новшества при этом не только на вновь пришедших клиентов, а задним числом - на тех, кто открыл свои счета не вчера и не сегодня.
- Все, кто по этой истории кричат «грабят», в целом кричат правильно. Центробанк ограничил обращение так называемых иностранных ценных бумаг. Срок, когда их можно будет продать или купить, никоим образом не определён. Доступ к активам ограничен существенно.
На самом деле можно объяснить проще. На нас сейчас накладывают жёсткие санкции. Понятно за что. Соответственно, у наших регулятора и Национального расчётного депозитария возникает серьёзная проблема – им становится крайне сложно взаимодействовать с международными депозитариями, выполнять их условия сотрудничества, и тогда он решает просто блокировать торги иностранными бумагами. Сначала частично.
Наш рынок не независимый. По большому счёту его, можно сказать, и нет.
У нас огромное количество посредников, брокеров. Но все они – прокладки. ЦБ заблокировал торги бумагами, заблокированными международными депозитариями. Международный депозитарий сказал – ребят, либо у вас «спецоперация», либо вы тут что-то размещаете и инвестируете.
Если бы наши сограждане выходили на международные биржи не через прокладки в виде наших депозитариев, а напрямую, то зарубежным депозитариям надо было бы всех по отдельности «отстреливать». Но поскольку мы идём туда через хаб, то иностранные депозитарии послали Россию вон через Центробанк. Тот, в свою очередь сказал, что не в состоянии обеспечивать гарантии. Он мог бы, конечно, извратиться и подпрыгнуть, дав возможность российским гражданам работать с иностранными брокерами напрямую, перевести бумаги в иностранные юрисдикции, но он так не сделал.
Игорь Николаев, профессор, доктор экономических наук:
- Европейский депозитарий ограничил торги с российскими бумагами, и это ответная санкционная мера. Если европейский депозитарий ограничивает торги, то возникают риски по сделкам – нельзя знать, будет ли такая сделка признаваться легитимной или не будет. Центробанк поэтому переводит иностранные акции в неторгуемый отдел и ограничивает инвесторам торги такими акциями. Можно считать, что активы заморожены.
Валерий Золотухин, инвестор, основатель инвестиционной компании Impact:
- Что, собственно, произошло? Если вникать в технические детали, то:
1) ЕС и США заморозили активы Центробанка России,
2) в ответ Национальный расчетный депозитарий запретил операции нерезидентов с российскими ценными бумагами,
3) в ответ Еuriclear симметрично заморозил операции резидентам РФ.
Тут началось самое интересное. Санкции ввели, а торги на СПБ-бирже не остановили. Часть бумаг на СПБ-бирже учитывались напрямую в европейском депозитарии, а часть в НРД. Те, что в НРД - заблокировал Еuriclear.
4) Торги акциями в НРД вовремя не остановили, и они расползлись по всему рынку. Сейчас, спустя месяцы, назад уже не отмотать, и ЦБ решил заблокировать у всех всё пропорционально, то есть поделить ответственность между всеми игроками рынка акций СПБ.
Например: из 1.000.000 акций какого-нибудь Microsoft на СПБ-бирже 700 тысяч было бы в депозитарии SWISS, 300 тысяч в НРД - их бы и заблокировали.
Но за 2 месяца всё перемешалось. И поэтому ЦБ приняло решение разделить ответственность между всеми клиентами СПБ-биржи и у всех заблокировать по 30% акций Microsoft.
Почему руки дошли только через 2 месяца? Ходят слухи, что "выпускали из акций своих - неких важных клиентов". И как только они выскочили, заблокировали активы простых "физиков".
По моей информации (от сотрудников ведущих брокерских домов) компании в России сейчас занимаются созданием аналога внебиржевой площадки, на которой по заблокированным активам смогли бы возобновиться сделки. Насколько эта задумка будет успешна, не известно.
Финансовый консультант Мария Тараско:
- На данный момент в России больше 200 депозитариев. Учет владельцев зарубежных акций велся в нескольких депозитариях. Крупнейшим из них был Национальный расчетный депозитарий (НРД).
Так как акции покупались зарубежные, то информацию об их владельцах также нужно было передавать в зарубежный депозитарий. НРД сотрудничал для этого с зарубежным депозитарием Euroclear.
Когда случилась спецоперация и санкции, Euroclear перестал работать с РФ и перестал работать с НРД. Соответственно, при сделках купли-продажи, записи о которых велись в НРД, стало невозможно корректно учитывать владельцев акций, так как эту информацию теперь не донести до зарубежного депозитария и регистратора акций. Поэтому решено было заблокировать операции купли-продажи с акциями, чьё право владения прописано в НРД.
Однако, Санкт-Петербургская биржа не может получить информацию о том, чьи именно акции были записаны в НРД (причины мне непонятны). Поэтому по каждой акции посчитали, какой процент о владении ею записан в НРД и пропорционально разделили ответственность между всему инвесторами.
Например, у условного Apple учитывались в НРД 20% акций от общего числа, купленного российскими инвесторами. Значит, у каждого инвестора будет заблокировано 20% его акций.
Я вижу в такой системе большой риск. Если условный Вася владел 10 акциями условного Apple, заморозили 20% акций, то у него заморожены 2. Но может быть такое, что конкретно право владения по всем акциям Васи могли быть отражены в НРД. А заблокировали у него всего 2. Соответственно 8 он может продать, в итоге будет в итоге путаница с правом владения, так как по факту списывать нужно со счета в НРД, и эта информация дальше никуда не уйдет.
Когда будет разморожены акции, неизвестно. Это произойдёт, когда наша страна достигнет консенсуса с Европой.
Валерий Полховский – старший аналитик ГК Forex Club:
- Возобновление торговли заблокированными иностранными бумагами полностью зависит от следующего решения Банка России, а оно, очевидно, от геополитики и дальнейших отношений с западными торговыми площадками и депозитариями. На какой срок изъяты акции и будут ли новые изъятия, никто не знает. Владельцы этих бумаг сохраняют право собственности на них, но распоряжаться ими не могут... Банк России уже вводил аналогичные беспрецедентные ограничения с февраля этого года - они касались снятия валюты с вкладов или перевода валюты за границу.
Инна Литвиненко, кандидат экономических наук, доцент Московского государственного гуманитарно-экономического университета:
- Ограничения ЦБ России в первую очередь наложены на американские ценные бумаги, хранящиеся в Национальном расчетном депозитарии. Распоряжение регулятора коснулось в денежном выражении 14% объема иностранных ценных бумаг, это 990 бумаг, исключение сделали только для бумаг зарубежных эмитентов с первичным листингом на американских биржах, экономическая и производственная деятельность которых ведется в интересах России. В качестве страховочного инструмента со стороны Банка России предложено разделение бумаг на свободно торгуемые и неторгуемые.
В марте этого года мы уже сталкивались с ситуацией, когда международная клиринговая структура Euroclear заморозила операции с НРД, вследствие чего операции по бумагам наших инвесторов приостановлены и выплаты перестали поступать.
В настоящее время НРД ведет переговоры с Euroclear о возможности разблокировки операций и восстановлении работы. Решение о возврате ценных бумаг находится под вопросом, в ближайшее время оценивается как маловероятное. Вероятность блокировки в дальнейшем всех иностранных ценных бумаг, по моему мнению, высока. В тоже время официально объявлено, что новых ограничений в ближайшее время не планируется. На практике инвесторы весьма обеспокоены, и вопрос о выведении остатков сейчас волнует всех.