Posted 1 июня 2022, 08:51
Published 1 июня 2022, 08:51
Modified 7 марта, 12:38
Updated 7 марта, 12:38
Ирина Мишина
Минобрнауки завершило распределение контрольных цифр приема в вузы на 2022/23 учебный год. Университетам выделено более 588 тысяч бюджетных мест. Об этом заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Более 73% бюджетных мест будет направлено в регионы. В 2022 году наибольшее число бюджетных мест пойдет на инженерные, технические специальности и информационные технологии. Также в "авангарде" - педагогика, медицина и сельское хозяйство. Министр озвучил цифры: будущим инженерам выделено более 251 тысячи мест, на педагогическое направление распределено более 75 тысяч мест, для будущих медиков - более 53 тысяч мест. Также эксперты говорят о спросе на химиков, биологов, математиков.
Кто же получит наибольшее количество бюджетных мест и по какому принципу будет происходить это распределение? Минобрнауки в этом году распределяет места по новой методике. Сначала ведомство рассчитывает общие контрольные цифры приема по группам специальностей и направлений, учитывая потребности регионов. Затем свои предложения вносят так называемые "центры ответственности": отраслевые министерства, госкорпорации "Роскосмос", "Росатом" и сами вузы. После того как регионы определяют свои объемы, все сводится вместе.
«Распределение бюджетных мест произойдет по регионам, поэтапно, в зависимости от потребностей, после согласования с мнением губернатора и стратегией развития региона. Минтруд также будет в этом участвовать и давать рекомендации по спросу на приоритетные специальности. Будет также происходить согласование с так называемыми «Центрами ответственности» - крупными корпорациями», - рассказала «НИ» профессор, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук Ирина Абанкина.
Возникает закономерный вопрос: почему столь большое количество бюджетных мест идет в региональные вузы? Ведь спросом пользуются традиционно учебные заведения Москвы, Петербурга, Екатеринбурга.
«В последние годы наметилась тенденция: большинство «высокобальников» поступают в регионы с положительным сальдо миграции, то есть большинство ребят после окончания вузов остаются в городе, где они учились, и меньшинство уезжает на родину. Это Москва, Петербург, Татарстан, Ростовская область, Новосибирск. Из остальных вузов выпускники, как правило, уезжают. Из-за этого во многих регионах – нехватка кадров. Сейчас есть желание насытить кадрами регионы. В каждом будут развивать вполне конкретные специальности, в которых есть необходимость. Например, в Казани, Комсомольске-на-Амуре, в Ростове-на-Дону упор сделан на подготовку специалистов в области транспорта. Причем, упор сделан на подготовку специалистов в области реконструкции и ремонта авиации, на эти специальности увеличены цифры приема. Что касается подготовки пилотов, цифры не такие высокие», - пояснила директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина.
В тройку региональных вузов с наибольшим приростом бюджетных мест попали Уральский федеральный университет им. Ельцина — плюс 1 767 бюджетных мест; Воронежский государственный лесотехнический университет — дополнительно 385 бюджетных мест; Севастопольский госуниверситет с дополнительными 359 бюджетными местами (более 2,5 тыс. мест в сумме). В ТОПе вузов с наибольшим числом бюджетных мест также Казанский федеральный университет (+346 мест) и Оренбургский госуниверситет (+318 мест).
Среди регионов-лидеров, которые получили наибольшее количество бюджетных мест без учета Москвы и Санкт-Петербурга первое место занимает Татарстан, где в пользу местных вузов распределено более 21 тыс. бюджетных мест; на втором месте — Свердловская область: там 19 699 мест, на третьем — Ростовская область с общим количеством в 19 тыс. бюджетных мест. Также в пятерку вошли Новосибирская область: там на бюджет смогут претендовать 15 803 абитуриента, а также Башкирия, которая получила 13 602 бюджетных места. По приросту мест в университетах лидирующие позиции занимают Карачаево-Черкесия, Мурманская и Псковская области.
По информации Минобрнауки, в 2022 году наибольшее число бюджетных мест пойдет на инженерные и технические специальности (в том числе, на информационные технологии). Мы решили прояснить в ведущих вузах страны, как обстоят дела с бюджетными местами по этим направлениям. В приемной комиссии МВТУ им. Баумана нам сообщили, что не владеют на сегодня такой информацией. Не предоставили на сегодня данных также в РУДН. На факультете прикладной математики и информатики (ВМК) МГУ нам пояснили, что число бюджетных мест традиционно и неизменно.
«На факультете ВМК много лет все идет по шаблону. 340 бюджетных мест на программу бакалавриата, 300 бюджетных мест на программу магистратуры. На программу магистратуры поступают очень многие бакалавры, плюс добор со стороны. В связи с отказом от Болонской системы никто не знает, как будет дальше. Сколько будет теперь бюджетных мест, тоже никто не знает. При этом происходит сокращение некоторых направлений. Например, направление «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) вычеркнут из перечня программ специалитета, и по этому направлению набор прекратится с 2024 года. Надо сказать, что ПМИ самое востребованное направление для ИТ-отрасли, его реализуют не менее 70 лучших университетов страны», - сообщил «НИ» доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией открытых информационных технологий факультета ВМК МГУ Владимир Сухомлин.
На физическом факультете МГУ нам сообщили, что на сегодня нет документов, подтверждающих, что число бюджетных мест увеличено.
«Традиционно на физфаке бюджетных мест 380, число внебюджетных ничтожно малое: всего 20. Количество бюджетных мест в зависимости от потребностей факультета помогает сформировать Федеральное методическое объединение. Как правило, заявку МГУ на количество бюджетных место удовлетворяют на 100%, периферийные вузы зачастую не получают столько бюджетных мест, сколько хотят. Вообще, у вузов по каждой специальность есть лицензия. Вуз не может взять больше, чем у него есть специальностей, может только сократить коммерческие места и за этот счет увеличить число бюджетных. Вообще, в МГУ внебюджетных специальностей много в основном на новых специальностях типа госуправления, истории искусств, менеджмента», - сообщил «НИ» кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ Андрей Ларичев.
Что касается НИУ ВШЭ, как нам пояснила директор института развития образования этого вуза Ирина Абанкина, в основном бюджетные места пойдут в регионы, а не в ведущие вузы страны, чтобы выправить там экономическое положение. «Количество бюджетных мест в ВШЭ в этом году в значительной степени без изменений. Вне конкурса, по специальной квоте, будут поступать дети военнослужащих, дети участников спецоперации и представители ЛНР и ДНР», - пояснила Ирина Абанкина.
В связи с финансированием высшего образования возникает закономерный вопрос : сколько лет будут учиться студенты после отказа от Болонской системы - 4 года как при бакалавриате, 5 лет, как при СССР или 6 как при поступлении в магистратуру после бакалавриата? Мы направили соответствующий запрос в Минобрнауки заместителю министра Дмитрию Афанасьеву, но на момент публикации ответ так и не получили. Вместе с тем, позиция зам.министра хорошо известна: он – за гибкий подход к этому вопросу. «Сейчас есть закон, по которому установлено время обучения: 4 года на программе бакалавриата, 2 года по программе магистратуры, 5 лет по программе специалитета. Чтобы что-то изменить, необходимо менять Закон об образовании 273-ФЗ. Но прежде, чем изменить закон, должно быть обоснование, - пояснила «НИ» директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. - Насколько я знаю, зам. министра науки и образования Дмитрий Афанасьев высказывается за гибкую систему. Везде скорее всего будет по-разному, в зависимости от различных программ. Я, например, знаю магистрские программы, которые рассчитаны на полгода. В США, например, бакалавриат измеряется 40 зачетными единицами, а не годами обучения. Во Вьетнаме тоже все по-разному: 5 лет учатся строители, 6 – инженеры, 7 врачи, 3 года менеджеры. В результате в этой стране полностью отказались от помощи зарубежных специалистов, подготовив свои кадры», - пояснила Ирина Абанкина.
«На физическом факультете МГУ обучение на специалитете 5 с половиной лет. По совокупности и по бюджетным затратам это соответствует обучению на бакалавриате + магистратура. Пяти с половиной лет вполне хватает. Правда, в последнее время на 1 курсе для физиков ввели дополнительный предмет – русский язык. Когда после отказа от Болонской системы будет утвержден специалитет, автоматически будет понятно, сколько лет будет длиться обучение. То есть будет определена программа специалитета, под это будет госзадание и соответственно выделение бюджетных денег», - пояснил доцент физфака МГУ, кандидат физико-математических наук Андрей Ларичев.
«На всех факультетах в МГУ количество лет обучения разное. Например, на мехмате 6 лет специалитета. Но там, по некоторым отзывам студентов, последний год обучения они не дозагружены . На факультете ВМК, например, по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ) наиболее предпочтительная модель обучения (говорю как автор этого направления) 4 +2 года. Это подтверждается и тем, что в последнее время появился целый спектр новых сложных направлений в области информационных технологий, значит, можно говорить о новых направлениях в IT, а этому можно научить только в магистратуре. Вообще, я создавал магистратуру на факультете, но сейчас могут отменить все созданное», - сообщил «НИ» доктор технических наук, профессор, преподаватель факультета ВМК МГУ Владимир Сухомлин.
Очевидно, четкой цифры, как при СССР, когда студенты учились 5 лет, больше не будет. Всё будет зависеть от сформированных учебных планов по специальности, и не только каждый вуз, но и каждый факультет будет иметь свою продолжительность обучения.
Многих волнует вопрос: смогут ли наши выпускники после отказа от Болонской системы работать за рубежом? Оказывается, смогут, и сделать это довольно просто. «На мой взгляд, в случае отказа от Болонской системы следует оставить Европейское приложение к диплому для тех, кто желал бы работать или учиться за рубежом. В прошлые годы для работы за границей было достаточно такого приложения к диплому с перечнем пройденных дисциплин и указанием полученной специальности», - пояснил «НИ» профессор МГУ, доктор технических наук Владимир Сухомлин.