Posted 31 мая 2022, 09:18
Published 31 мая 2022, 09:18
Modified 7 марта, 12:09
Updated 7 марта, 12:09
Александр Дыбин
На наших глазах большегрузы привозили песок и огромные камни, а бульдозеры по сантиметру отвоевывают у Финского залива пространство.
«Все в рамках закона, - говорит одна из активистов, муниципальный депутат Нелли Вавилина, - соседи встречаются, обсуждают волнующую их проблему, мы рассказываем новости, что нам отвечают на запросы, как идут дела в судах».
Однако так благодушно не всегда. Люди постоянно вызывают полицию, чтобы фиксировать ночные работы, которые мешают спать. Несколько дней назад нервы у горожан не выдержали, и они перекрыли проезд КАМАЗам. Конфликт пришлось разруливать полиции.
«Там стало невозможно жить, денно и нощно работает техника, собираются пробки из КАМАЗов с песком, - говорит депутат, - уже начались песчаные бури, из-за гор песка. Это же Васильевский остров, там такие ветры, а дома стоят очень близко. Этот песок до метро «Приморская» долетает. Застройщик - большой хитрец. Когда приезжает телевидение, они готовятся. Они ведь читают нашу группу. Начинают из брандспойта поливать кучи, чтобы песок не летел. А ночью, чтобы жители не видели поток машин, выключают фары. Люди просыпаются утром и видят новые кучи песка. Этот проект не одного года. До 2055 года. Сначала будут насыпать, потом - строить 1,2 млн квадратных метров жилья. Несколько поколений обречены на адское существование на стройке, которого они не заслужили».
Впервые о намывной территории на Васильевском острове заговорили в 2004 году. По словам одного из активистов Игоря Пирова, городу предложили строительство пассажирского порта для приема туристических лайнеров.
«Жители тогда согласились, потому что такой объект был нужен, но потом выяснилось, что кроме морского порта нужно намыть еще 470 га суши. Как будто у нас самая маленькая страна мира и земли нет», - говорит Пирогов.
В бытность губернатором Валентины Матвиенко был заключен договор с компанией «Терра Нова», которая должна была создать искусственный участок земли и вести на нем строительство. Сейчас компания проходит процедуру банкротства. По данным базы СПАРК, общество принадлежит трем кипрским фирмам, но СМИ связывали «Терра Нову» с именем экс-депутата Госдумы Виталия Южилина.
В итоге за почти 20 лет был построен порт, правда, с начала пандемии он пустует. Намыт южный участок, на котором возвели несколько жилых комплексов. Не так давно ЛСР начала строить дома на южном намыве, а так же выкупила у умирающей «Терра Нова» права за создание северного намыва и его застройки. Начало работ по этому проекту и вызвало протесты жителей.
По словам активистов, ситуация касается всего города, а не только соседних кварталов, которые оказались вблизи стройки.
«В зоне проблемы весь Василеостровский район, - говорит Нелли Вавилина, - сейчас уничтожают пляж. Да он был дикий, но туда съезжался весь город. Люди не могут себе позволить выехать за границу, на юг, а это место было очень привлекательным, можно было его благоустроить, сделать для людей, но решили иначе…».
Еще одна претензия – экология. По словам Игоря Пирогова, никто не знает, что за песок свозят на стройку, безопасен ли он, подходит ли для таких работ. Но главное, никто толком не ответил, как это повлияет на водный режим Невы и Финского залива.
«КЗС (комплекс защитный сооружений – организация, которая содержит городскую дамбу – прим.ред.) очень насторожено к этому относятся, - говорит Пирогов, - они уже писали официальные письма, говорили, что воде просто некуда деваться. Да, дамба защищает от воды, которую пригоняет ветер с залива, но река течет с другой стороны, а у нее забирают пространство. Они допускают подтопления исторического центра, это риски. Нам расчеты просто не показывают, чиновники говорят: мы провели анализ, будет все хорошо. Но эти материалы никто не видел. Климат теплеет, есть программа президента, что надо с этим бороться. А у нас на это все плюется, мы намоем 160 га, и, якобы, это никак не повлияет на ситуацию? В следующем году, может, и не повлияет, а через 20 лет? Совсем рядом Новосмоленскую набережную отремонтировали, и ее прекрасно затопило. Экологи говорят, что это будет последний смертельный удар по заливу».
Жителям не нравится непрозрачность, которая сопровождает весь проект. Он прошел общественные слушания, но люди не согласны с его результатами. Слушания проходили в режиме он-лайн, а за проект проголосовали всего 36 человек, кто это был, никто не знает. Активисты просили показать документы, экспертизы, проекты, но им отказали. Теперь они подали в суд, чтобы получить эти бумаги и начать независимую общественную экспертизу.
«Когда мы привлекли к этому внимание прессы, то мне позвонили от депутата Заксобрания Чебыкина (поддерживает проект намыва – прим. ред.) и сказали, приходите в ЛСР, они вам все покажут, - говорит Игорь Пирогов, - но это манипуляция, опубликуйте все в интернете и все почитают».
Еще один аргумент противников - это градостроительная ситуация. После того, как будут сданы все заявленные площади, население Василеостровского района увеличится, а вот городская инфраструктура – нет. То, как уже реализован южный намыв, не вселяет в людей оптимизма. Сейчас там песчаная пустыня, посреди которой стоят несколько высоток. Еще больше – в стадии возведения. В район ведет только одна узкая дорога, которая вскоре заканчивается и дальше нужно либо идти, либо ехать по барханам летом, и по сугробам зимой. Немногочисленные дороги на территории никто не обслуживает, формально, все это остается стройплощадкой, и город не берет на баланс дорожную сеть. А значит, не ремонтирует и не убирает. Это регулярно приводит к коллапсам.
Муниципальный депутат Ольга Камолинкова, которая живет на южном намыве и избралась от этой территории, подтверждает бедственное положение.
«Первые дома сданы в 2017 году, прошло 5 лет, а дорог нет, - говорит депутат, - все, что нам обещали, уже по 10 раз переносилось, сроки сгорели, люди покупали квартиры, рассчитывали на одно, получили другое. Зимой снег - проблема №1, только в этом году УК купила трактор и стала убирать снег, хотя не должна. На территории ЖК всегда чисто, а за забором – сугробы. И это вопрос безопасности. Это единственный заезд для пожарной и скорой. Если стоит пробка, то спецтехнике не проехать. Город игнорирует этот момент. Такая же картина с садами и школами. За все время построили только один детсад, обещанной школы нет. Дети ходят через ЗСД в старую часть острова. Аналогично со здравоохранением. Вся масса людей пришла в старую в поликлинику. В поликлинике очереди, у врачей - переработки. Обещали опорный пункт врача, но его нет».
По словам Игоря Пирогова, проект намыва в Петербурге называют градостроительной ошибкой, а кто-то и градостроительным преступлением.
«Когда туда заселятся все, кто купит жилье, для района это будет инфраструктурная катастрофа, - говорит активист, - уже сейчас там живет по разным оценкам до 25 000 человек, а по плану будет 60000 на юге и 29000 на севере. Сейчас население Василеостровского коло 220 000. Получается, население увеличивается на 50%, а выезды с острова, дороги, школы, больницы не вырастут на 50%. Будет коллапс с точки зрения нормативов. Когда этот проект только начинали, его назвали «намывом бабла», так оно и получается».
Согласна и депутат Нелли Вавилина, которая говорит, что южный намыв не стал витриной, которую могли бы продать жителям для одобрения северного намыва.
«Наше мнение, намывать нельзя, нельзя трогать природу, - говорит она, - допустим, они могли бы предъявить южный намыв, как историю успеха. Вот мы намыли и построили, и люди живут в райских условиях. Но перед нами 8 лет страданий намывчан, нет инфраструктуры, нет УДС. Единственный выезд на 15-20 тысяч человек. И архитектурой своей ЛСР не порадовал. Стоят высотки, стандартные коробки с малометражными квартирками. Хвастаться там нечем».
В пресс-службе правительства Санкт-Петербурга не стали отвечать за запрос «Новых известий» по поводу протестов горожан относительно северного намыва, а так же планов властей по созданию нормальных условий на южном намыве.
В компании ЛСР нашему изданию заявили, что «любой крупный проект находит как своих сторонников, так и критиков».
«Важно, что он прошел в итоге все необходимые формальные процедуры, - отметили в ЛСР. - Диалог с жителями, в том числе и негативно настроенными, ведется. 25 мая прошла встреча заинтересованных граждан и представителей застройщика, администрации района, профильных правительственных комитетов, депутатского корпуса, на которой «Группа ЛСР» подробно представила проект и ответила на все, даже самые острые, вопросы. В частности, компания рассказала о наличии пляжных зон и благоустроенных набережных, уточнив их месторасположение и функционал».
В ЛСР отметили, что работы на намыве получили одобрение федеральной службы по надзору в сфере природопользования, было выдано заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.
«Компания ежегодно пополняет водный биоресурс, выпуская в залив мальков, и на реализацию этих мероприятий затрачивается весьма значительный объем собственных средств, - сказали в ЛСР. - Во время проведения работ на южном намыве компания вела постоянный мониторинг различных показателей: выбросов в атмосферный воздух, качества воды, следили за донными отложениями, все отходы вывозились на специальные полигоны. Еще один важный этап – строительство защитных дамб. Это в обязательном порядке предусмотрено проектной документацией. Сооружения способствуют ликвидации угроз подтопления берегов, а также защищают акваторию от мелких песчаных взвесей. Система ступенчатого сброса воды максимально снижает риск выбросов мелкодисперсных частиц за пределы дамбы».
Застройщик заявил, что проект предусматривает строительство 4-х школ на северном намыве, на 4125 учеников и 8 детских садов, а так же поликлинику на 600 посещений и больница на 215 коек.
Но активисты считают, что все должны были закончить еще несколько лет назад, когда у города появился формальный повод для расторжения контракта с «Терра Новой».
«Было несколько моментов, когда можно было остановить проект, например, в 2018 году, когда «Терра Нова» не выполнила обязательства и это был лучший момент для расторжения, - говорят Нелли Вавилина, - но не хватило политической воли, договор продлили до 2026 года, компания обанкротилась и продала права «ЛСР» за 3,5 млрд рублей».
Депутат Нелли Вавилина полагает, что даже сейчас, когда проект прошел все согласования и началась активная работа, возможно все остановить.
«Я уверена, что здравый смысл восторжествует и стройку остановят, - говорит депутат, - пока нам удалось привлечь внимание СМИ, мы собрали 11000 подписей отнесли их губернатору Беглову. Сейчас собираем 50 000, чтобы отвезти их президенту. Каждую среду проходят чаепития. Проводим все, что не запрещено законом. На протяжении долгого времени я как депутат писала много запросов, предупреждала, что надо идти на диалог с людьми, что растет напряженность, но никто не слушал, вот результат».
Впрочем, все может закончиться весьма прозаично и без вмешательства федеральной власти. Как говорят "не для печати" некоторые эксперты, у города и застройщика в условиях санкций и общего падения экономики просто не хватит денег на столь грандиозный проект.