Posted 27 мая 2022, 13:18
Published 27 мая 2022, 13:18
Modified 7 марта, 12:10
Updated 7 марта, 12:10
Известно, что Мацкявичюс еще в начале 1990-х начинал свою карьеру на только что созданном, первом независимом телеканале страны НТВ, а спустя 10 лет, когда старая команда НТВ была разогнана, он перешел на государственный кошт и из известного независимого журналиста превратился в известного телепропагандиста.
Обсуждая новое назначение Эрни (это прозвище он получил еще 30 лет назад), блогеры напоминают, что метаморфоза, случившаяся с ним – отнюдь не случайна. К примеру, будучи ведущим телеканала «Россия», в интервью своим бывшим коллегам по НТВ, работающим в паблике «Редакция», он на вопрос о своей карьере: - «Скажите пожалуйста, что здесь внутри: личный компромисс, самовнушение, желание подстроиться под изменчивый мир...» - ответил. - «Ипотека (смеется) Сегодня я продолжаю заниматься журналистикой. Просто еще раз подчеркну: журналистика отражает свое время и решает те задачи, которые перед ней стоят в это время. Никакого компромисса с совестью здесь нет. Больше того, в 2014 году все совсем кристаллизовалось, поляризовалось и стало понятно. Так легко, как последние 7 лет мне вообще не работалось никогда — потому что я понимаю, для чего я это делаю.
Наша ценность - это крепкое стабильное государство с сильной армией, сильной экономикой, высокими зарплатами и главное — чтобы там была стабильная политическая система. Если этой политической системе что-то начинает угрожать, конечно, мы будем биться, мы будем сопротивляться против подрыва политической системы. Особенно если чувствуем, что угроза исходит извне...»
Однако одно дело журналистика, а совсем другое – преподавание. Но и тут у Мацкявичуса нашлись свои заслуги. О них пишет в своем блоге его бывшая коллега по ВГТРК Фарида Курбангалеева, вспоминая их совместный преподавательский опыт:
«От этой новости я расхохоталась в голос.
Несколько лет назад и я, и Мацкявичюс преподавали тележурналистику и мастерство телеведущего в одном частном московском ВУЗе. У Эрнеста была специфическая авторская методика: он месяцами учил своих студентов говорить «Добрый вечер!» - строго в определённой интонации и на особо низких частотах. Только тот, кто освоит этот навык, утверждал именитый педагог, сможет пройти адские кастинги на телеке и стать звездой экрана. Ииии, начали: «добрый вечер», «добрый вечер», «добрый вечер», «добрый вечер»…
Иногда в ход ещё шли распевки «Во поле берёза стояла» и «Выйду я с конём» - необходимые для того, чтобы «обрести опору в голосе».
Через пару-тройку месяцев учащиеся понимали, что происходит какая-то дичь: курс всего-то чуть больше года, время идёт, а кроме «доброго вечера» ничего не наступает. В итоге студенты шли в учебную часть и умоляли перевести их к другим преподавателям. Только ко мне от Мацкявичюса перебежала пара групп, и от этих воспоминаний многие до сих пор заходятся в истерическом смехе.
Тут выяснилось, что ещё в 2015-ом году Мацкявичюс сказал: «Давайте вспомним, какой журналистика была в 42-м году. Она давала обе точки зрения? Предоставляла слово той и другой стороне? Давайте сначала отобьёмся, а властям на их косяки будем указывать потом».
Я не знаю, как теперь будет устроен образовательный процесс в Департаменте медиа ВШЭ. Но думаю, надо срочно оснастить учебные аудитории инвентарем, необходимым для речитатива и вокального искусства: рояль, народные инструменты и далее по списку.
Скорее всего, это лучшее, чему несчастная Вышка сможет научить будущих российских «тележурналистов». Добрый вечер!»
Слова Курбангалеевой подтверждает и бывшая студентка Мацкявичуса Элина Ганусевич: «Мне это так знакомо, то, о чем вы пишете, Фарида! Помню эти занятия. Потом уже мне казалось, что привить нам этот навык - чёткая, безинтонационная речь с понижением тембра - было чуть ли не основной задачей Эрнеста, как преподавателя! Я боялась себе признаться в этом открытии…»
Впрочем, в карьере Мацкявичуса были и поистине забавные моменты. Как, например, этот, который произошел в самом ее начале:
«Молодой репортер писал текст к сюжету о парламенте одной из стран СНГ, — продолжает газетный автор. – ‘Кстати, — спросил он коллегу постарше, — ты не знаешь, как называется их парламент на местном языке?’ – ‘Тырмандыр’, — мгновенно ответил старший товарищ. ‘Угу’, — буркнул юноша и, не обращая внимания на смех в комнате, продолжил работу. Через несколько минут он переспросил другого старшего товарища: ‘Так как называется парламент в этой стране?’ – ‘Тырмандыр’, — подтвердил тот. Сюжет в вечерних новостях известил зрителей о том, как проходят выборы (или что-то в этом роде) в Тырмандыр такой-то республики. Этим журналистом был Эрнест Мацкявичюс, работавший на НТВ парламентским корреспондентом.