Я стараюсь не смотреть соцсети, но тут занесло. Сложилось ощущение, что идёт могучий плач о гибели великой русской культуры, верукульти.
У меня куча хороших новостей! Во-первых, верукультя не погибла, потому что не было её. Было трое великих писателей. Всё.
Вторая хорошая новость: не было и не надо! Культура одна — земношарная. Всякое замыкание культуры в национальных границах для культуры гибельно.
Третья хорошая новость: погибла великая россиянская мультура. Любители идиотского термина «россияне» почему-то всегда называют так кого угодно, но не себя, и прилагательное от этого слова не используют. Так вот: культура, породившая Быкова* и Невзорова*, Венедиктова* и Шаргунова, «Большой город» и «Новую газету» — великая россиянская культура. Культура интеллектуального гламура, культура, стоявшая на распиливании кремлёвских грантов, соросовских грантов, зиминских грантов, в общем, на чём угодно, но не на творчестве и не на интеллигентности. Культура кружковщины, тусовки, закольцованного самовосхваления.
Теперь вся эта саранча снялась и улетела — счастливо! Судьба её незавидна, потому что русским теперь грантов давать не будут, да и раньше в основном за счёт Кремля жировали. Но, надеюсь, с голоду не умрут. Вот помню на радио оптимистический репортаж про то, как бывшая дизайнерша торгует мусором — выуживает из помоек богачей всякие штучки и дрючки, чистит и продаёт. Помоек на наш век хватит!
Конечно, это не означает, что все улетевшие — саранча. Орлы и голуби тоже улетели, но их ничтожное меньшинство. Как на одного Бродского приходилось сорок тысяч брайтонбичцев.
Четвёртая хорошая новость: верукультю, если кому надо, можно создать с нуля. Давайте, отцы и матери, садитесь и пишите, сочиняйте, думайте. В чём проблема? Понервничали, посострадали, помучались, и ладушки, садитесь и работайте.
Кстати, тут серьёзная проблема. Знаменитое стихотворение Милоша (Чеслав Милош (1911-2004) – выдающийся польский поэт, лауреат Нобелевской премии, - прим. ред) о карусели, которая (реально) работала прямо у стены варшавского гетто, так что по одну сторону стены детские трупики, а по другую детишки крутятся. Типа «как вам не стыдно», «рядом с гетто не может быть карусели».
Как до сих пор есть идиотские законы о том, что не может быть питейных заведений рядом с храмом — ну, не помню, ближе сорока метров или ста. Значит, умер ефим, сорок дней поскорбели, год поскорбели, и вперёд, можно веселиться. Но за год, однако, забудешь, как веселиться!
От себя скажу однозначно, как не мой дядя Бенжамен («Мой дядя Бенжамен» - роман Клода Тилье, - прим. ред): на моих похоронах прошу ржать, издеваться над покойником, бросать в него банановые шкурки, в общем, не отказывать себе ни в каких развлечениях. Собственно, жизнь моя вся прошла в 1984 году, в Донецке, что, конечно, не варшавское гетто, но и не Брайтон-бич, отнюдь. Ну и что? Мир должен облачиться в чёрное и безутешно рыдать, как пьяница, у которого отняли последнюю четвертинку? Не последняя! Я имею право рыдать «горько мне, горько», но я этим правом пользуюсь редко и исключительно на публику, а публика не должна рыдать, а должна заниматься, кто чем пожелает, от каждого по потребностям окружающих, каждому по способностям скалкой, сковородкой, секатором.
* * *
Прочел статью Сергея Грабовского (моего сверстника) в связи с тем, что какие-то украинские музыканты отказываются исполнять Чайковского как представителя вражеской культуры. Украинский публицист определяет культуру как марксист - по количеству и власти. Если большинство русских имперцы, значит, Чаадаев и Толстой маргиналы. Но где начинается культура, там заканчивается количество и начинается качество. Эразм - культура, а схоласты, которых было в тысячу раз больше - маргиналы. И в современной Европе есть масса - пошлость, желтая пресса, всякие жижеки - а есть качество. Немного, но оно именно культура. А отыгрываться на гее Чайковском за бомбежки Киева - ну, как порожденный бомбежкой невроз это понятно... Хотя по моим наблюдениям, те, кто реально был под бомбами, как раз не истерят, а истерят те, кто в который раз пытается оседлать горячую тему и поджарить на ней себе немножечко оладушек. А Чайковский к русской культуре так же не имеет отношения как Вагнер к немецкой культуре. Оба они просто великие композиторы.
*Признаны иностранными агентами в РФ