Posted 25 мая 2022, 16:33

Published 25 мая 2022, 16:33

Modified 7 марта, 12:11

Updated 7 марта, 12:11

«Мы наш, мы старый мир построим»: к чему приведет отказ от Болонской системы в ВУЗах

25 мая 2022, 16:33
Заявление Минобрнауки об отказе от Болонской системы в вузах вызвало неоднозначные отклики среди преподавателей, студентов и экспертов. Чем лучше будет анонсированная Минобрнауки «собственная уникальная система образования» и смогут ли после ее создания наши специалисты трудиться за рубежом, выясняли "НИ".

Ирина Мишина

Итак, Болонская система – пройденный этап. Именно так призвал относиться к ней министр образования и науки Валерий Фальков. По его словам, «будущее за нашей собственной уникальной системой образования», в основе которой будут лежать «национальные интересы и максимальные возможности для студентов».

Бакалавр – это не специалист?

Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Этот процесс предполагает двухступенчатую систему высшего образования с разделением на бакалавриат и магистратуру. Обучение на бакалавриате – 4 года, в магистратуре 2 года. Программы по подготовке бакалавров стали появляться в России еще в конце 90-х, но повсеместным это разделение стало с 2011 года.

Одним из первых на заявление министра образования и науки откликнулся ректор МГУ Виктор Садовничий. Справедливости ради надо отметить, что он давно заявлял о снижении качества образования в России из-за Болонской системы. По его словам, до 1990-х годов все было основано на уникальной фундаментальной системе образования, которая «соответствовала строю». Однако с приходом «западных веяний» качество образования, по мнению ректора МГУ, существенно снизилось. Если верить исследованию Superjob, идею об отказе от двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриата и магистратуры) поддержали 2-е из 3-х россиян (66%). Против высказался лишь каждый десятый. Чаще остальных за традиционную систему (специалитет с обучением в течение 5 лет) высказывались респонденты старше 45 лет и россияне, имеющие высшее образование (72 и 73% соответственно).

Как удалось выяснить «НИ», ряд факультетов МГУ, которые связаны с преподаванием точных наук, уже фактически отказались от двухступенчатой Болонской системы и перешли на специалитет. В частности, это коснулось физического факульта МГУ.

«На физфаке двухступенчатая система не нужна, потому что бакалавр по физике специальность не получит. Бакалавра вообще трудно считать специалистом в чем-то. При этом на подготовку бакалавриата уходит очень много времени, а потом часть курсов снова повторяется при переходе в магистратуру. Все это оборачивается потерянным временем. В результате мы ввели специалитет. А до этого была профанация. После магистратуры подготовка значительно лучше, но идут на нее не все, то есть государство бессмысленно тратило деньги. Вообще двухступенчатая система подходит не для всех факультетов. Для физфака, химфака и мехмата она точно не подходит», - заявил «НИ» доцент физфака МГУ, кандидат физико-математических наук Андрей Ларичев.

Мы поинтересовались, что делать будущим физикам без документов о бакалавриате или магистратуре за рубежом, ведь там признают только такие дипломы.

«Это враньё, - прокомментировал доцент физфака Андрей Ларичев. – Я закончил при СССР специалитет, и мой диплом выпускника МГУ признавался за рубежом. Был случай и у моего коллеги, при трудоустройстве за границей он получил заключение о том, что его диплом выпускника МГУ можно приравнять к документу об окончании магистратуры. Наши старые дипломы МГУ признавали за рубежом и таких специалистов ценили. Мы в МГУ долго бились за то, чтобы заменить бакалавриат и магистратуру на специалитет, и негласно ввели это на нескольких факультетах. Но сейчас ректор МГУ разрешит учиться и по программе бакалавриата, и специалитета одновременно. Например, в дипломе будет указано: бакалавр-юрист, специалист по уголовному праву»,- рассказал «НИ» доцент физического факультета МГУ Андрей Ларичев.

Ездить по миру больше не получится ?

Среди опрошенных студентов вузов 44% поддержали предложение об отказе от двухступенчатой системы обучения в вузе, 29% проголосовали против. А вот среди родителей 11-классников, планирующих поступать в вузы, за отказ от бакалавриата и магистратуры в пользу пятилетнего обучения в вузах высказалось подавляющее большинство — 93%.

Вместе с тем возникает вопрос: почему наша страна перешла на двухступенчатую Болонскую систему, если она столь не совершенна?

«В начале 90-х годов и в нулевых существовала идея, что мы готовим людей прежде всего для работы в международных организациях. На это был ориентирован школьный учебный план, где резко сократили математику, физику, химию, биологию, историю – всё, что необходимо для подготовки будущего инженера, ученого, учителя и увеличили число часов иностранных языков. На это же были сориентированы учителя в учебном процессе. Все говорили: «Как здорово, наши ребята будут ездить по всему миру!». Но этого не получилось.

При Болонской системе качество образования существенно снизилось. Например, бакалавр имеет на 40% меньше специальных занятий, так как учится 4 года, а не 5 лет, и его учат чему угодно, кроме специальных знаний. И когда сейчас 2/3 граждан выступают за специалитет и против Болонской системы – это глас народа. Мы в Госдуме подготовили специальный законопроект, он будет внесен в ближайшее время. Нам нужны специалисты, которые будут развивать свою страну, а не повышать человеческий потенциал там у них за наш счет», - заявил «НИ» первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ, доктор философских наук, академик Российской академии образования Олег Смолин.

И всё же : сможет ли наша молодежь предъявлять свои дипломы за рубежом после выхода из Болонской системы? Ведь сейчас в Болонском процессе участвуют 49 стран. Не окажемся ли мы на обочине образовательного процесса?

Зам. председателя комитета по науке и образованию Госдумы Александр Мажуга в беседе с телеграм-каналом «Подъем» признал, что российские дипломы перестанут признавать на Западе. Но обещал, что власти решат эту проблему: «Думаю, мы придумаем подход, чтобы и к нам приезжали бакалавры, и мы могли признавать их дипломы, и наши студенты могли ехать за рубеж получать образование, и тоже была возможность признания там. Но это большая, сложная работа». По мнению депутата, "в нынешних условиях нужно сильно наращивать и улучшать подготовку кадров, которые обязательно будут востребованы индустрией, бизнесом". "В ряде специальностей — да, двухуровневая система не отвечает запросу индустрии. В этих специальностях необходимо сделать новые подходы. Прежде всего, это инженерно-технические специальности", - заявил зампред комитета по науке и образованию ГД Александр Мажуга.

Шаг в учебную неизвестность

Решение Минобрнауки об отказе от Болонской системы поставило и другие вопросы. Например, как будут меняться учебные планы (ведь за неделю их не изменишь), что делать с учебниками (за неделю их не перепишешь)? Как в конце концов быть студентам, которые в данный момент обучаются по двухуровневой системе? Как поменяются программы, и будет ли это устраивать всех студентов и преподавателей?

«Я закончил специалитет в университете при СССР, и меня мое образование полностью устраивает, переход на Болонскую систему мне показался излишним. Но менять систему обучения каждые 20 лет – это абсурд, - заявил «НИ» кандидат политических наук, политолог Александр Кынев. – Частые перемены неизбежно приведут к потере качества. Две реформы за такой небольшой промежуток времени со стороны выглядят, простите, абсурдно. Ведь по Болонской системе получило дипломы огромное количество людей. Как они будут теперь существовать? Аргументация не понятная. Вообще, образование и здравоохранение – это две достаточно чувствительные сферы, перемены в них могут означать слом уклада жизни для миллионов людей. На мой взгляд, это авантюрная история с непредсказуемыми социальными последствиями. Все, кто внутри этой системы, в ужасе», - считает политолог Александр Кынев.

Мы попытались узнать подробности о смене учебных планов и программ в связи с отказом от Болонской системы в Министерстве образования и науки, но в пресс-службе нам заявили, что в ведомстве объявлен мораторий на все комментарии и пояснения до конца этой недели. Назвать причины в Минобрнауки отказались.

Подпишитесь