Виктория Павлова
В советское время ЦК КПСС решили ликвидировать проблему обеспечения трудящихся продовольствием силами самих же трудящихся, и в 1960 году стартовала программа по массовой раздаче земельных участков площадью в 600 квадратных метров. Считалось, что 6 соток могут прокормить семью из 4 человек, не оставив излишков. Вспомнить об этом пришлось и в 90-е, когда СССР распался. Нынешний кризис вновь вынуждает россиян посмотреть в сторону огородов. Спрос на семена в марте 2022 года вырос на 48% по сравнению с мартом 2021 года. Картофель и овощи вместо газона и цветов планируют посадить 30,5% владельцев дачных участков. 24,5% рассчитывают не только прокормить ими семью, но и отправить часть на продажу.
В регионах власти упрощают выкуп муниципальных или государственных земельных участков, иногда их раздают под огородничество за 3-5 тыс. рублей в год. Отдельно кабмин стимулирует к возделыванию земель пенсионеров: им предоставляется абонемент на электрички и пригородные автобусы или бесплатно, или со скидкой до 70% в зависимости от региона. Автопроизводитель «Автотор», простаивающий без поставок импортных комплектующих, в Калининграде и вовсе безвозмездно раздает своим сотрудникам под огороды по 10 соток.
Но если вы ещё не успели превратить свои 6 соток в плантации, а только готовитесь, стоит хорошо подумать. «Новые Известия» поговорили с экспертами по сельскому хозяйству и выяснили, насколько выгодно заниматься огородничеством, и с какими проблемами придётся столкнуться.
Главное в огороде – правильно определить свои потребности и выбрать нужную культуру. Руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова считает, что хорошие перспективы есть у самостоятельного выращивания овощей из «борщевого» набора.
- Всегда выгоднее выращивать на собственном участке те культуры, которые на рынке стоят дороже всего. Этой весной резко подорожал «борщевой» набор. Томаты в России круглогодично стоят дорого. Но в средней полосе России без теплицы сложно вырастить помидоры самостоятельно. И даже такие помидоры могут по вкусовым качествам сильно уступать покупным: быть тверже, менее сочными, менее сладкими, мельче, срок их созревания будет очень долгим.
Фермер Никита Токмаков указывает на главное свойство, которым должны обладать домашние продукты – это способность долго храниться.
- Если вы живете в центральной части России, то летом покупать то, что выращивается в теплицах, дешевле, чем выращивать самому. В промышленных теплицах, конечно, себестоимость продукции будет намного ниже, чем у дачника. Но когда мы говорим о зиме, все наоборот. Если есть возможность замораживать, делать запасы, то это очень рентабельно – зимой все дорожает в разы.
Идеальный вариант – родная для миллионов людей картошечка. Она и привычна, и борщ без неё – не борщ, и храниться в подходящих условиях может хоть до следующего лета. Опросы ВЦИОМ показывают, что 41% дачников в этом году собираются сажать именно картофель. На втором месте огурцы и помидоры – он привлекают 38% опрошенных, морковь посадят 22% владельцев участков, а салат и зелень, которыми не наешься, интересна лишь 16% огородников. Но есть нюанс - глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Алексей Майоров отмечал, что «ситуация с самообеспечением семенами картофеля и сахарной свёклы у нас близка к катастрофической». А с импортным посадочным материалом картошка получается просто золотой.
В теории, с одной сотки земли можно собрать до 700 кг картофеля. Правда для этого надо быть экспертом-агрономом. В среднем же по России с одной сотки получают 100-150 кг картофеля. Но сначала его нужно посадить. Если брать семенной картофель, то при оптовых закупках от 1 тонны (дачникам такое не интересно) 1 кг стоит порядка 40 рублей за 1 кг, в рознице – около 130 руб за 1 кг. На сотку требуется порядка 37 кг семенного картофеля. Если получите урожай в 150 кг, то каждый килограмм обойдётся примерно в 48 рублей. А ведь ещё необходимо вносить подкормку. Опытные огородники могут рассказать про удобрение навозом, птичьим помётом, золой и прочими народными средствами. Но новичкам проще использовать комплексную подкормку. 10 кг комплексного удобрения (именно столько надо на одну сотку) в сетевых магазинах стоят порядка 1800 рублей. Одна подкормка увеличивает стоимость килограмма ещё на 12 рублей. Можно усложнить себе жизнь и вырастить рассаду самостоятельно вместо покупки семенного картофеля. На одну сотку понадобится примерно 30 пакетиков семян по 22 рубля каждый. Выходит значительно дешевле, но и трудоёмкость процесса в разы выше.
Никита Токмаков тоже не испытывает восторга по поводу цен на комбинированные удобрения – дорого, а толку мало.
- Сейчас маркетинг очень сильно развит в плане продвижения различных минеральных добавок, и большинство дачников, не имея специализированного образования, начинает это все закупать, и соответственно, рентабельность всех их мероприятий это сильно снижает. Большинство из них закупает что-то универсальное, дорогое, когда я вижу, сколько они тратят денег – реально очень много. Но это не влияет на урожайность, просто таким образом множество ЛПХ (личных подсобных хозяйств) завышают себестоимость своей продукции.
Фермер и председатель общественного движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко тоже уверен в том, что выгода от своего огорода эфемерна.
- Если прочитать слово «огород» наоборот, получается слово «дорого». Для себя лично выращивать это все – не столько заработок, сколько хобби. Даже в личных подсобных хозяйствах, где 20–30 соток когда-то сажали, сегодня – 3–4 для себя. Конечно, очень дорогие овощи в магазинах, и понятно, что выращенные овощи, казалось бы, будут дешевле. Однако дефицит семян – дефицит семян овощей, картошки и всего остального — это первое, что бьет по личному подсобному хозяйству.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что причина дороговизны посадочного материала в России – это утверждённый ещё в 90-е годы отказ от гибридизации:
- Не случайно мы импортозависимы по целому перечню семян, это следствие того решения, которое было принято нашей наукой в 90-е годы, когда вообще обсуждался вопрос гибридизации (один методов селекции – гибридизация), наши селекционеры пришли к выводу, что не стоит им заниматься, и отдали предпочтение сортообновлению (то есть замена сортовых семян семенами того же сорта более высокой сортовой чистоты). Причиной было то, что гибриды как таковые живут в среднем 5 лет. И они вырождаются. Это постоянная работа, которой надо заниматься.
Можно довольствоваться и отечественными сортами, которые на рынке присутствуют и не исчезают – утверждает Дарья Акимова. Только на чудеса урожая с ними рассчитывать не приходится:
- Сегодня семена российской селекции, существующие на отечественном рынке, довольно популярны на всей территории РФ. Но по очень многим видам сельхозпродуктов наша селекция очень старая, в среднем 10–20 лет, а иностранные семена более свежие: 5-7 лет. Чем чаще выводят семена, тем больше они отвечают потребностям рынка.
Выливается всё это именно в низкую урожайность – дополняет Никита Токмаков:
- Отечественные сорта картофеля, томатов и прочих культур соответствуют мировым стандартам, но кроме стандартов, есть еще и просто другие объективные факторы. Стандарты – это минимум, и безусловно, что касается картофеля - у западных образцов показатели урожайности выше.
Чтобы разработать новые собственные сорта, требуется много ресурсов. По мнению Дарьи Акимовой в первую очередь нужны спрос и время. Много времени:
- Многие предприятия, которые занимаются селекцией семян, говорят, что пока крупные агрохолдинги не будут вкладывать в это деньги, пока им это не станет интересно, они не могут в должной степени качественно работать. У них на данном этапе селекция одного сорта занимает не менее 10 лет, это касается большинства культур, но не всех. Так, например, Омский университет 10 лет выводил один сорт пшеницы под названием “Сова” необычного фиолетового цвета.
Никита Токмаков уверен, что главное – это человеческий капитал.
- В первую очередь для восстановления отрасли не хватает кадров. Многие эксперты говорят, что со времен СССР мы потеряли наработки, которые были, их восстановление требует времени, и людей уже тех нет, которые этим занимались, и во многом материала, с которым работали.
А Василий Мельниченко считает, что ничего не получится без внятного законодательства – Минсельхоз сам ставит палки в колёса селекционерам и производителям семян:
- В этом году вступили в силу поправки в закон «О семеноводстве». Этот закон стал барьерным для производителей семян – все будет упираться теперь в разрешительную систему Минсельхоза, и даже с семенами березы, образно говоря, без разрешений ничего сделать нельзя. А это несколько месяцев согласований. Разрешительная система перемещения семян делается этим законом настолько плохой, что если вы произвели семена в Москве, то вы будете 1,5-2 месяца оформлять документы на их перевозку в Московскую область. По моему мнению, это глупость. Все сделано так, что чиновник сидит на разрешительной системе. Семеноводческие хозяйства ничего не производят, а тупо сдают в аренду земли, эти деньги идут мимо казны. Теперь за внесение нового сорта в реестр Минсельхоза мы обязаны платить госпошлину. 1 млн 200 тыс надо заплатить за все справки, необходимые для внесения в госреестр, за экспертизу. Это будут все карманные министерские организации, которым дадут лицензию на экспертизу. Это чиновничий беспредел.
Но представим, что на участке прекрасный чернозём, закуплена самая элитная рассада, а вы сами – гуру подкормки. Тогда есть шанс на урожай, который для одной семьи даже слишком велик. Что тогда делать – продавать? Всё не так просто. Производство продуктов питания в высшей степени забюрократизировано, рынок занят торговыми сетями, частникам не пробиться. Все прелести микропредпринимательства описывает Василий Мельниченко:
- Законодательство настолько плохое в отношении производителей в личных подсобных хозяйствах, что если мы хотим что-то вырастить на продажу, то мы обязательно должны купить сертифицированные семена, мы должны сертифицировать свой огород. То есть чиновники делали все, чтобы мы прекратили свою деятельность, не производили и не продавали ничего. Для этого были всякие «Ашаны», «Пятерки» и тому подобное. Чтобы мы не конкурировали с ними. Я на Урале живу - мы сажаем картошку, капусту разных сортов, лук, чеснок, в теплице помидоры и огурцы высадили. Мы сажаем себе, детям и внукам, а вот продавать уже не собираемся. Раньше много продавали кабачков и картошки много сдавали, по 3–5 тонн. Сейчас мы это не будем делать, невыгодно. А помните, как нас гоняли от метро, говорили, что будут какие-то рынки, а на рынках была монополия полная – если я что-то вырастил, мне не выгодно брать в аренду торговые площади на них. Мировая практика устроена по-другому – в передовых странах мощно развита кооперация, даже в Китае, даже в Индии. А в России нет кооперативной экономики. Правительство не собирается ее делать, потому что зачем ему зажиточные люди? Им нужны бедные, желательно больные и глухонемые.
Помните бабушек, продающих ведерочки с картошкой или яблоками со своего участка? Так вот знайте, они - злостные нарушители законов. Торговлю осуществлять можно только в установленных местах – на рынках, например. Владельцы коз, продающие в день по литру молока для соседских ребятишек - тоже нарушители. А ещё, чтобы у налоговиков не было претензий, нужно при себе иметь справку от администрации дачного кооператива, сельсовета или иного местного органа власти о том, что продукты выращены на участке менее 50 соток, а труд наёмных работников не использовался.
Так что свой огород – удовольствие не дешёвое и весьма рискованное. Даже если вы в душе фермер и рассматриваете огород как бизнес, то легально продать излишки –непростая задача. Поэтому увы, но свои 6 соток в современном мире массового производства совсем не панацея. Свой огород превратился в хобби или способ получить продукты, в качестве которых уверен на все 100%. Но если хотим просто обеспечить семью пропитанием в летне-осенний сезон, то дешевле выйдут готовые продукты, а не рассада. Крахмальная картошка из Египта и безвкусные помидоры неизвестного происхождения – вот к чему придется привыкать тем, кто не озаботился поиском дополнительных источников заработка.