«Я считаю, что следующий пакет поддержки не должен быть ковровой бомбардировкой всех айтишников ништяками, а должен быть очень целевым. Нам нужно поддерживать то, где у нас реальная угроза, и где реальная нехватка кадров.
Если люди разрабатывают очередной клон какого-то американского стартапа, и пытаются на это деньги получить, нам зачем такой айтишник?
Ещё одна служба доставки, или ещё один купонный сервис? Чем этот айтишник для нас важен, особенно в условиях спецоперации?
На мой взгляд, там дело не в общем объёме льгот, а именно в том, чтобы льготы были адресными.
Есть пример, возмущающий наших конфедералов, людей, которые не одобряют наше государство и т.д. Государство разрешило не выполнять требования Евро-5, Евро-4, и даже Евро-3 при производстве автомобилей.
Закручивать гайку, чтобы в автомобиле был какой-то идеальный катализатор, и выхлоп был такой, что им можно дышать больным коронавирусом, чтобы восстанавливаться. А разрешают чуть ли не Евро-0.
Это о чем говорит? О том, что наступают суровые времена, причем не только у нас, а везде в мире.
Очень много тех продуктов или компаний, которые от нас уходят — это компании и продукты роскоши.
Я не скажу, что Евро-5 это обязательно роскошь, но…
Представьте — вот война, у нас не будет новых моделей БМВ, классных, с мягкими кожаными сиденьями и звуком закрывающихся дверей, чтобы все жилки заставлял трепетать, и рев мотора был такой, что балдеешь. А ездить придется на УАЗике. Но, чтобы свою задницу довезти от места до места, его вполне хватает. Да, не так удобно, но — война же.
А то, что совершенный автомобиль БМВ последних серий, или Мерседес, или Шевроле, — управляется удаленно, содержит в себе десяток, скорее даже пять десятков операционных систем, следит за тобой, как ты ездишь, вплоть до того, что там есть камера, которая смотрит, заснул ты или нет… И ты можешь быть выключен просто на ходу.
Есть такие эксперименты, об этом куча статей, когда хакеры на ста километрах в час в левой полосе выключают мотор через перехваченное управление джипом. Много видео про это, можно посмотреть, как это происходит.
Но в условиях войны это недопустимо. Скажут ездить на УАЗике всем или на на Ладе Веста — будут ездить! Лада Веста — прекрасный автомобиль, как-то на нем прокатился, он настолько нафарширован!
Я про то, что очень многие вещи, типа: ой, ушел "Макдональдс", нам надо его заменять… А ведь у нас этих айтишных «макдональдсов» тоже очень много. Но, если мы его не будем заменять, может быть, мы поздоровеем, наконец, природа очистится.
И в этом смысле огромное количество интернет-сервисов, какой-нибудь "Нетфликс", или еще кто-то — это такой же "Макдональдс" вредный.
Никаких оснований, кроме цифровой зависимости, у тех, кто привык к этому месту, никаких оснований жалеть о его уходе нет. Поэтому здесь такая же самая история. Надо сначала рассортировать ушедших с точки зрения полезности и критичности. И окажется, что в верхнем квадрате, где очень критичные и очень важные продукты, останется не очень много.
Заметим, при этом в российском реестре программного обеспечения сейчас больше двадцати тысяч отечественных продуктов, отечественных, зарегистрированных, которые имеют преференции при выборе тендеров государственных и т.д.
У нас практически всё можно заменить. Этим надо заниматься.
Раньше этим не хотели заниматься, потому что это расходы, затраты, головная боль.
Никто для импортозамещения не сделал больше, чем Джо Байден — ему надо дать госнаграду за заслуги перед Россией.
Сейчас все, наконец, поняли, что надо импортозамещаться, и замещаться - есть чем.
Конечно, нас сильно тряханет. Мы сначала нырнем, это произойдет не только в области IT, а везде, а потом начнём выбираться в гораздо более здоровое состояние».