Александр Сычев
Экономически крайне неоправданная операция. Транспортные накладные расходы немалые, ведь полмира нужно преодолеть. Но Канберра явно не намерена считать австралийские доллары, когда нужно продемонстрировать союзнические чувства Вашингтону, который в последнее время явно благоволит к пятому континенту – развивает высокотехнологическое и научное сотрудничество, в политике выделяет среди прочих партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Первую партию из 20 бронемашин Bushmaster общей стоимостью чуть более 18 млн австралийских долларов Канберра поставила киевскому режиму в начале апреля 2022 года. Шесть американских буксируемых гаубиц М777 и боеприпасы к ним обошлись в 19,1 млн долларов. Новая посылка стоит уже 60,9 млн долларов.
Таким образом, Австралия, если считать все поставки, включая самые первые, состоявшие из бронежилетов, касок и прочих подобных вещей, потратила более 285 млн австралийских долларов или свыше 200 млн долларов США. С затратами Вашингтона и даже Германии или Франции ни в какое сравнение не идет, но для Канберры это не маленькие суммы.
Полноприводный бронетранспортер Bushmaster разработала в то время еще государственная, а позже приобретенная транснациональной корпорацией Thales, компания Australian Defence Industries (ADI). На вооружение вооруженных сил Австралии этот БТР был принят в 2000 году.
На внешний облик машины значительное влияние оказал южноафриканский бронеавтомобиль Mamba, и это не удивительно. В прошлом между ЮАР и Австралией были неплохие отношения. Когда рухнул режим апартеида, многие белые юаровцы переехали жить в Австралию – похожие природно-климатические условия, общий язык.
К тому же обе страны исповедовали близкие концепции тактического использования подобных машин. Армиям Австралии и ЮАР требовался бронеавтомобиль не для боя, а для быстрой переброски солдат. Им требовалось «такси до поля боя», как они называют подобные машины. Наверное, и названия для своих машин юаровцы и австралийцы выбирали по одному принципу – из мира ядовитых пресмыкающихся.
Поэтому комфорт в салоне Bushmaster не уступает гражданским джипам. Приятную прохладу обеспечивает кондиционер, поскольку в Австралии бывает очень жарко, особенно на севере. Два человека экипажа бронемашины и семь солдат располагаются на безопасно разрушаемых креслах, чтобы снизить травматизм при ЧП. Интерьер выполнен так, чтобы личное имущество и оружие каждого десантника размещалось непосредственно рядом с его сиденьем, а для размещения запасов провизии и боеприпасов предусмотрены вместительные накладные отсеки по бортам корпуса.
Все остекление: лобовое, два окна в бортах корпуса и одно в кормовой двери, выполнено из монолитного бронестекла.
Доступ в машину осуществляется через дверь в кормовом бронелисте корпуса и через пять люков в крыше. Перед передним люком имеется гнездо под установку пулемета калибра 5,56 или 7,62 миллиметра.
Сварной корпус машины выполнен из стальных бронелистов, обеспечивающих защиту от пуль. Одним из ключевых требований к бронетранспортеру являлось выживание экипажа и десанта при подрыве броневика на мине. Для обеспечения этого требования на днище стоит более толстый броневой лист. Причем он неоднородный. В местах расположения топливных баков он особенно толстый, чтобы снизить вероятность воспламенения машины.
Ход мягкий – подвеска колес независимая с пружинными рессорами, разработана американской компанией Rockwell International. Рулевое управление имеет гидроусилитель. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления в колесах.
Боевая масса бронемашины Bushmaster достигает 14 тонн, включая четыре тонны полезной нагрузки. Трехсот лошадиных сил двигателя компании Caterpillar достаточно, чтобы на шоссе разогнать «такси» Bushmaster до 120 километров в час. Двигатель очень экономный. На одной заправке в 270 литров машина способна преодолеть тысячу километров.
На базе бронетранспортера созданы командно-штабная машина, медицинский транспорт, самоходная артиллерийская установка с 81-миллиметровым минометом и инженерная машина. В общей сложности на вооружении Австралии сегодня находится тысяча Bushmaster.
В сравнении с австралийскими бронетранспортерами американские M113 – древние машины. Их первые модификации использовались еще до войны во Вьетнаме, а многие так и остались там после панической эвакуации американских войск. За все время производства было выпущено 85 тыс. БТР.
Австралийское семейство включает шесть вариантов: бронетранспортер, легкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина, машина скорой помощи, минометная установка, машина и бронированная машина материально-технического обеспечения.
Гусеничный БТР M113 имеет катаную алюминиевую броню, устойчивую к огню из стрелкового оружия и неплохо защищающую от осколков. Австралийцы ее усилили дополнительными керамическими плитами.
Новый двигатель с новой коробкой передач потребовали удлинения корпуса на 660 миллиметров по сравнению с классическим M113. Соответственно пришлось установить дополнительную пару опорных колес.
На M113 AS4 другое вооружение. Крупнокалиберный пулемет M2, установленный на крыше бронетранспортера уступил место небольшой башне для стрелка. Башня оборудована пулеметом калибра 12,7 миллиметра. Машина получилась лучше М113 и ее закупили многие страны Тихоокеанского региона. Метрополия, Великобритания, тоже купила.
Хотя М113 много раз модернизировали, но как ни старайся эта техника давно устарела. Везде, где она стоит на вооружении, потихоньку от нее избавляются. Австралийцы – не исключение. В настоящее время они рассматривают финскую бронированную машину пехоты Patria AMV35 с башней на два человека и пушкой калибра 35 миллиметров, а также немецкую Boxer, оснащенную башней Lance на два члена экипажа и 35 миллиметровой пушкой.
Похоже, Канберра склоняется к немецкой шестнадцатиколесной машине. Видимо, она и победит в проводимом конкурсе, если в игру не вмешается кто-то более влиятельный. В целом контракт намечается большой – 450 БМП. Они выведут за штат американских алюминиевых ветеранов.