Уход с российского рынка двух легендарных брендов - Макдональдса и IKEA - имеет не только экономические и социальные, но и чисто психологические последствия. Дело в том, что уровень сервиса, который предлагали эти компании, несопоставим с российским даже сегодня, когда они отработали в нашей стране столько лет, и казалось бы их опыт должен был досконально изучен и внедрен. Ничего подобного! Лишний раз в этом убеждает пост московского преподавателя Михаила Павловца:
«Есть у меня небольшое хобби - самому собирать мебель IKEA: напоминает детскую игру в конструктор, здорово разгружает мозги и отвлекает от невеселых мыслей. Тут как раз нужно было поменять рабочий стол, однако IKEA ушла, и пришлось брать отечественной марки, тем более что многие наши производители стали равняться на стандарты IKEA (производя, в том числе, мебель и для нее, по ее заказам и проектам).
Стол я еще худо-бедно собрал (хотя производитель всячески предлагал свои услуги за дополнительные 3 тыс. рублей), но у стола не было полочки для клавиатуры, без которой рука, лежащая на мышке, скоро начинает сильно болеть в запястье. Я нашел у другого производителя такую полочку, заказал ее - и получив, также взялся прикрутить к своему столу - неужели полочки я не соберу! Но и тут повторилась прежняя история: если инструкцию мебели из IKEA можно читать как комикс - и по ней даже ребенок может собрать хоть диван, хоть что, то тут производители явно не хотели, чтобы я с этой задачей справился без их помощи (особенно если учесть, что половина из необходимых действий на рисунках отсутствует, а некоторые из деталей не подходят к моему столу).
И вот этот коммерческий патернализм страшно огорчает: нет в нем уважения ко мне как к клиенту, его надо еще выращивать и выращивать в себе нашим предпринимателям - только вот зачем им это теперь? IKEA предлагает выбор, а наши фирмы к нему подталкивают. Но IKEA-то ушла!»
Подобная ситуация, кстати, была описана еще знаменитыми публицистами, соавторами многих книг Александром Генисом и Петром Вайлем на советском примере:
«Достаточно было снять оберточную бумагу, чтобы убедиться, что из принесенных досок проще сколотить гроб, чем собрать книжные полки. Уж больно они были разные. Все компоненты будущей мебели отличались друг от друга высотой, шириной, узиной и что там у них есть. Составленные вместе стенки сходились на конус. Для тех, кто не понимает трагичности этой формы, поясним, что верхние полки не влезали, а нижние выпадали. К тому же дырки для креплений были разбросаны с романтической прихотливостью. Создавалось впечатление, что столяр пользовался не эвклидовой геометрией, а геометрией Лобачевского, у которого параллельные прямые пересекаются и вообще делают что хотят…»
Как видим, с советских времен отношение к клиенту в стране практически не изменилось, особенно, если клиент не слишком платежеспособный. О об этой проблеме писали и многие комментаторы поста:
- Обожаю собирать икейную мебель и каждый раз поражаюсь, насколько точно все подходит друг к другу, и какие там отличные соединения. Приятно сталкиваться с чьим-то профессионализмом. Кстати, помню, как в 90-х мой отец восхищался и Макдональдсом, и именно в смысле точности и слаженности всех процессов, уровнем менеджмента (хотя тогда не знали этого слова).
- Мне кажется, у нас всё кривое, чтобы давать работу сборщикам. А в ИКЕЕ это ж наоборот: чёткие инструкции по сборке и идеальное соответствие отверстий —один из принципов экономии денег клиентов.
- Да, по моему опыту, проще сколотить стол из собственных досок, чем собирать по нашим чертежам
- Моя дочь обожает собирать мебель. Недавно заказала стол на Wildberries и сама собрала. Инструкцию она прочитала, потом, когда собрала, и у неё остались 2 лишние доски, но они и вправду были лишними, т. к. были другого цвета. Видимо кто-то не соберёт свою мебель.