А что в Украине сейчас с точки зрения финансов?
Мы находимся сейчас в военном противостоянии с этой страной и будет полезно понять, что у них сейчас с финансами, как они решают свои текущие вопросы?
Это можно наглядно понять из последнего свежего отчета Нацбанка Украины, который покрывает начало года, включая «военные» март и апрель.
Сначала про платежный баланс.
Экспорт и импорт рухнули на 50-60%, но импорт рухнул еще больше (в этом ситуация в Украине схожа с российской), кроме того, Нацбанк ввел жесткие ограничения на валютные переводы, на движение капитала и сформировался значительный профицит по торговому счету.
Это редкое явление для Украины. Весь прошлый год, да и все годы до того, по торговому счету у Украины – дефицит. Но конкретно в военном «марте-апреле» сформировался профицит около 1.5 млрд $.
Но скорее это можно отнести к разовому моменту, когда после хорошего экспорта в январе-феврале полностью обнулился импорт и по торговому счету накопился профицит.
Теперь бюджет.
Тут огромное (90% к прошлому году) падение по сбору всех налогов в марте и апреле бюджет показывал дефицит по 90 млрд гривен, т.е. по 3 млрд $ в месяц.
Откуда Украина взяла деньги в марте-апреле на покрытие этого дефицита?
Половину от этой суммы им выделил МВФ и другие западные структуры в виде кредита, а вторую половину профинансировал Нацбанк Украины, напрямую покупая долг Правительства.
Нацбанк четко пишет в своем докладе, что в условиях «военного» времени приступил к «монетарному» финансированию потребностей бюджета, т.е. он просто печатал деньги, в частности под тот, временно сформировавшийся профицит по торговому счету.
Очень интересна страничка в докладе Нацбанка, на которой он сформулировал основные методы и инструменты, которыми он работает сейчас, в это «военное» время:
Вот такие сейчас финансы на Украине.
Надолго ли это хватит?
Уже сейчас дефицит бюджета ежемесячно около 3 млрд $, министр финансов и Зеленский уже называют цифру в 5 млрд ежемесячной потребности. Всякого рода американские лэнд-лизы описывают поставку оружия, но не финансирование текущих нужд украинского бюджета. Пока, на конец апреля, каких-то грантовых и стабильных внешних источников у Украины так и не появилось. 1.5 млрд разового кредита от МВФ не спасут Украину.
Единственное, что у них есть – печатный станок Нацбанка. Но это не на долго. Профицит по торговому счету в марте-апреле – разовое явление.
Думаю, в мае-июне его уже не будет и тогда официальный курс гривны будет уже сильно отличаться от реального на черном рынке.
И тут для Украины будет критично. Либо она найдет спонсора/спонсоров, которые на ежемесячной основе в состоянии войны будут выделять ей по 3-5 млрд $ на жизнь.
Либо все полетит в тартарары…
От редакции «Новых Известий».
О том, что Украине нужны $15 млрд, чтобы закрыть потребности бюджета на 3 месяца, говорил 19 мая и премьер-министр этой страны Денис Шмыгаль на саммите стран Большой семерки: «Сегодня мы призываем страны Большой семерки предоставить Украине срочное финансирование для оперативных нужд бюджета. Нам нужны минимум $15 млрд на ближайшие три месяца, чтобы закрыть эти потребности. Для нас это так же важно, как и оружие.»
Скорее всего, этот призыв будет услышан, а пока известно, что только на экономические нужды (помимо военных) и на решение проблемы продовольственной безопасности США в ближайшие дни выделят Украине $14 млрд плюс еще $11 млрд сможет передать Джо Байден по своему усмотрению.