По информации «РБК», сообщения о внеплановых проверках регулятора стали поступать после 15 апреля. Отмечается, что с 1 апреля по 17 мая было совершено 18 таких инспекций. При этом за весь первый квартал было 8 внеплановых тематических проверок, а в четвертом квартале прошлого года — всего 13. Таким образом количество выполненных проверок достигло максимумов 2020 года. При этом с конца февраля и до середины апреля сообщений об инспекциях не поступало, что может быть связано началом спецоперации РФ и введением антироссийских санкций.
В беседе с изданием представитель регулятора рассказал, что ЦБ снизил нагрузку на банки, отказавшись от плановых проверок.
«Вместе с тем при наличии надзорной необходимости Банк России проводит внеплановые проверки, в том числе по вопросам соблюдения кредитными организациями ограничительных мер на валютные операции», — рассказал собеседник агентства.
Участники рынка подтвердили «РБК» слова представителя ЦБ по этому вопросу. Один из собеседников издания рассказал, как проходят проверки. По его словам, инспекторы работают «методом набегающей волны». Небольшая группа проверяющих ходит по банкам, смотрит одно и то же, и после недолгого изучения уходит.
«Обычно при комплексной проверке 20–30 человек могут работать от трех месяцев и больше. Сейчас это два-три человека и неделя работы. Они просят предоставить им доступ в операционную систему, смотрят, дают заключение и уходят», — рассказал представитель банка, уже прошедший проверку.
Он добавил, что инспекторы мониторят, насколько корректно соблюдаются ограничения на валютные переводы и выдачу наличной валюты.
«Раньше вообще такого не было, нехарактерная практика. Смотрят, чтобы была продажа только той [валюты], что поступила в кассы [можно продавать только ту, что появилась после 9 апреля]», — рассказали агентству в другом банке, добавив, что участились дистанционные запросы от регулятора из-за жалоб клиентов.
Президент Ассоциации региональных банков Гарегин Тосунян в беседе с изданием рассказал, что не слышал про возросшую надзорную активность со стороны ЦБ, а соответствующих жалоб от кредитных организаций не поступало. Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков отметил узконаправленный характер внеплановых тематических проверок.
«Если посмотреть на сообщения, это были тематические проверки, причем пачками в один день», — рассказал Войлуков.
По его словам, Банк России действительно дал кредитным организациям существенные послабления по части плановых проверок. Так, действующие на 24 февраля инспекции предложено было довести до конца или приостановить, и большинство банков выбрало первый вариант.
Управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов считает, что даже с нынешним всплеском активности инспекторов количество выездных проверок от ЦБ меньше, чем в период до начала пандемии, из-за которой возросла значимость дистанционного надзора. По мнению эксперта, проблемы на финансовом рынке привели к необходимости оперативного корректирования подхода.
«Некоторое повышение частоты проверок в апреле и мае может быть обусловлено тем, что качество и эффективность стандартного дистанционного надзора ограничиваются в условиях, когда отчетность кредитных организаций не в полной мере отражает имеющиеся и потенциальные проблемы», — считает Беликов.
Собеседник агентства добавил, что выездные проверки могут касаться и вопросов комплаенса и борьбы с выводом капитала за рубеж, импортозамещения зарубежного софта. По мнению аналитика, до конца года инспекционная активность может возрасти.
«Во-первых, это будет обусловлено развитием ситуации с внешним давлением и введенными контрмерами. Регулятору нужно будет оценивать целесообразность и возможные сроки частичного снятия действующих послаблений. Во-вторых, драйвером проверок может стать растущая активность в части сделок M&A», — прокомментировал эксперт.