Posted 19 мая 2022,, 14:52

Published 19 мая 2022,, 14:52

Modified 25 декабря 2022,, 18:43

Updated 25 декабря 2022,, 18:43

Пентагон отодвинул Госдеп от контроля за поставками оружия на Украину

Пентагон отодвинул Госдеп от контроля за поставками оружия на Украину

19 мая 2022, 14:52
Фото: Соцсети
В США создана специальная группа, которая в обход обычных бюрократических процедур оперативно решает все вопросы предоставления военной помощи Украине.

Александр Сычев

Президент США Джо Байден в своих выступлениях гордился тем, как оперативно его администрация сработала в вопросе предоставления Украине вооружений. И это при том, что традиционная американская бюрократия, способна любую поставку затянуть на многие месяцы, а то и годы.

И вот стало известно, почему неповоротливая бюрократическая машина вдруг заработала на невиданных скоростях. Правда, по признанию руководства Пентагона, оно не знает, куда в действительности попадает отправленное оружие, которое «проваливается как в черную дыру». Но скорость принятия решений покрывает этот недостаток. А все благодаря тому, что несколько недель назад заместитель министра обороны Кэтлин Хикс, не афишируя, подписала меморандум, в соответствии с которым создана специальная «Старшая интеграционная группа – Украина» (SIG Ukraine), прорвавшая оборону громоздкого бюрократического аппарата США.

Секрет ее эффективности – власть входящих в нее лиц. Грег Каузнер, бывший сотрудник оборонного ведомства администрации Байдена, который в 2021 году временно выполнял обязанности заместителя министра обороны по закупкам и обеспечению жизнедеятельности так и сказал: «Ее сила заключена в том, что в ней собраны высшие чины, наделенные властью».

Министр обороны в нее не включен, но его покровительство как бы подразумевается, так как в группе – его заместители по закупкам и обеспечению Билл Лаплант, который представляет также Кэтлин Хикс во время ее отсутствий, и по вопросам политики Колин Кал. В нее введен также директор оперативного отдела Объединенного штаба генерал-лейтенант Джеймс Мингус, который представляет заместителя председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирала Кристофера Грейди. В группу также включены финансовый контролер Майк Маккорд, а также руководство Европейского командования США (EUCOM) и высшие руководители по закупкам вооруженных сил.

Группе предписано предельно оперативно, используя авторитет высших чинов, решать все вопросы предоставления военной помощи Украине, организовывать доставку оружия из собственных запасов США или размещать заказы на оборонных заводах, пополнять запасы на складах, координировать взаимодействие с союзниками, прежде всего, в НАТО.

Важнейшим элементом в структуре принятия решений стало Европейское командование США. Исходя из своих соображений, навеянных, видимо, докладными записками американского разведсообщества и представлениями о тактике ведения боя, командование формирует список того, что и в каком количестве требуется киевскому режиму, чтобы как можно дольше противостоять России.

Эти рекомендации быстро проштамповывают члены SIG Ukraine. Решения, по сути дела, принимаются волюнтаристскими методами. Госдеп, который всегда выполнял роль главного внешней политики США и контролера американской торговли оружием, дававшего разрешения на экспорт только после тщательной оценки поведения получателя, его значимости в регионе и военно-политических последствий, оказался выведен из цепочки в вопросах поставок Украине.

Документ, подписанный Кэтлин Хикс под предлогом ускорения принятия решений в важных для США вопросах, ознаменовал небольшой переворот в США. Военные вырвались из-под неусыпной опеки дипломатов. Пусть даже на узком украинском направлении, но эта победа станет важным прецедентом в дальнейшем. Теперь военные смогут в любой момент задвинуть внешнеполитическое ведомство в густую тень, когда сочтет нужным быстро принять решение о предоставлении оружия тому или иному режиму.

Прототипом «Старшей интеграционной группы» была подобная же организация, которую в 2009 году образовал министр обороны Роберт Гейтс. Но тогда в нее входили не высшие чины Пентагона, а всего лишь 50 офицеров, хотя и довольно высокого ранга. Но несмотря на количество звезд, им не хватило бы авторитета, чтобы отправить экстремистским группам в Сирии, Ираке и Афганистане вооружений даже на миллион долларов. В обязанности той группы входило всего лишь ускорение реакции вышестоящих чиновников на поступающие от частей оперативные запросы.

Таким способом Пентагон пытался ускорить снабжение американских войск в Афганистане, Ираке и Сирии. Заслугами группы считается быстрая отправка в американские подразделения десятка аэростатов наблюдения, служебных собак, средств индивидуальной баллистической защиты военнослужащих и так далее.

Достижения членов «Старшей интеграционной группы – Украина» куда существеннее. За прошедшие два месяца на закупку вооружений для Киева было потрачено около четырех миллиардов долларов. На формирование пакетов уходили считанные дни. Работали настолько стремительно, что практически опустошили запасы США по таким системам, как противотанковые Javelin, зенитные ракеты Stinger и ряд других.

В одном из аналитических исследований старший советник Центра стратегических и международных исследований Марк Кансиан, подсчитал: чтобы увеличить объем закупок Javelin с одной тысячи до максимального уровня в 6480 штук в год, как надеется Белый дом, потребуется год, а на пополнение оскудевших запасов уйдет 32 месяца, если только президент не воспользуется Законом об оборонном производстве. Этот акт позволяет ему определять приоритетность поставок компонентов производителям. В случае с Javelin – компаниям Lockheed и Raytheon.

Но даже если он воспользуется законом, возникает вопрос, как нарастить выпуск. Недавно Национальная ассоциация оборонной промышленности в своем исследовании Vital Signs («Жизненно важные показатели») пришла к выводу, что способность оборонной промышленности наращивать производственные мощности находится на крайне неудовлетворительном уровне.

Конвертация денежных средств в детали и комплектующие, а в последствии в сборку систем оружия в 2020 году растягивалась у ста крупнейших оборонных подрядчиков на 128 дней. И это при том, что годом ранее весь цикл от металла до изделия занимал 56 дней. В чем причина? Острый дефицит кадров, низкая производительность труда и сокращение числа поставщиков, вызванное продолжительным периодом «разрядки» и, следовательно, падением доходов множества компаний, которые либо закрылись, либо переориентировались на гражданский сектор экономики.

Накачивание киевского режима стало неожиданностью, к которой военно-промышленный комплекс США оказался не готов, хотя и воспринял с радостью – период «тощих коров» миновал. Впереди новые поставки. Когда президент исчерпал свой фонд, из которого он имел право единолично распоряжаться средствами в интересах вашингтонской политики на Украине, он запросил дополнительные 33 млрд долларов. Конгресс превзошел ожидания Белого дома, увеличив украинский пакет до 40 млрд.

Из этих средств, выделенных на период до сентября нынешнего года, только на вооружение будет потрачено 20,4 млрд долларов. Еще девять миллиардов на восполнение запасов на американских складах.

«Впереди – большие трудности», — многозначительно сказала Хикс, напутствовав созданную группу. Вряд ли она имела в виду сложности оборонной промышленности, которой предстоит быстро решить свои проблемы и нарастить объемы выпуска многих систем вооружения. Желательно, без слишком серьезного падения качества.