В среду 18 апреля на 75-м Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма режиссера Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», который включена в главный конкурс вместе с еще 20 фильмами. Всего же в программах фестиваля участвуют более 50 фильмов.
Сам Серебренников перед традиционным восхождением по лестнице Дворца фестивалей, сказал журналистам: «Я очень рад возможности представить свою работу в Канне, поскольку это лучшая площадка для такого просмотра. Эта кинолента о свободе творчества и хрупкости человеческой жизни».
Появление режиссера и съемочной группы перед началом просмотра было встречено продолжительными овациями. Свободных мест в зале не было, сообщает ТАСС.
Между тем, дебют фильма Серебренникова на престижном фестивале был под угрозой из-за позиции украинского Госкино, которое направило президенту Каннского фестиваля Пьеру Лескюру письмо с заявлением о недопустимости участия фильма из России в период украинского конфликта. Однако руководство фестиваля оставило в силе свое решение пригласить Серебренникова в программу конкурса.
Многим российским критикам в то же время отказали в аккредитации. Из-за сложностей с перемещениями по миру и финансовых блокировок многие журналисты и так не смогли бы добраться до фестиваля, но большинство российских СМИ в любом случае получили прямой отказ от дирекции. За бортом, например, оказался ветеран Канн, авторитетнейший критик Андрей Плахов — уроженец Львова.
«Жена Чайковского» - это уже четвертый фильм Серебренникова, представленный в Канне. В 2016 году его картина «Ученик» получила здесь престижную премию Франсуа Шале, а в 2018 лучшей звуковой дорожкой к художественному фильму был признан саундтрек к картине Серебренникова «Лето». В прошлом году фильм режиссера «Петровы в гриппе» также участвовал в главном конкурсе.
Новый фильм, который длится два с половиной часа. «Это кинолента о нескольких эпизодах из жизни композитора и его жены Антонины Милюковой, которая была им одержима. В нашем фильме показана ее версия событий, и это интересно, поскольку она совершенно забытый персонаж», - сказал сам режиссер. Действие происходит в России во второй половине XIX века. Главная героиня — жена композитора Петра Чайковского, которая не может смириться с гомосексуальностью мужа и из-за этого постепенно впадает в безумие. В картине снялись Один Байрон (Чайковский), Алёна Михайлова (Милюкова), а также Юлия Ауг, рэпер Oxxxymiron и другие.
Новый фильм Серебренникова уже вызвал неоднозначные отклики в СМИ и социальных сетях.
Явно не в восторге от картины известная кинокритикесса Зинаида Пронченко:
«Посмотрела «Жену Чайковского». Я, наверное, разучилась за три месяца возмущаться чем-то кроме спецоперации, но одно могу сказать точно - украинские активисты, пытавшиеся опротестовать участие Серебренникова в конкурсе Канн, должны спать спокойно. Это даже по меркам Кирилла Семёновича выдающаяся китчуха, Первый концерт, сыгранный на «инструментах» - размер имеет значение. Главная партия тут у моего друга Владимира Мишукова, которому я никогда не смогу теперь глядеть в глаза без смеха. Он изображает любовника супруги Петра Ильича Антонины, ближе к долгожданному финалу его Шлыков мастурбирует, картинно задыхаясь от чахотки. Есть шепоты и крики. А тут кашель и всхлипы крайней плоти, тонущей в божественном сфумато от Опельянца).
Ни про Чайковского, ни про Россию сия картина ничего не сообщает (ни нового, ни вообще) и даже на ролик по борьбе с гомофобией (вчера был официальный день) не тянет. Разве что Серебренников снял в камео все московское ЛГБТ коммьюнити, оно ходит голышом и вверх ногами между Антониной и гением, а те в печали перебирают клавиши старого рояля. Оксимирон, вопреки тизеру, не читает рэп, а просто дурно играет. Трудно сейчас болеть за Россию, но я верю в радужное будущее, поэтому на титрах радовалась и хохотала…»
А вот другой кинокритик, Стас Тыркин назвал фильм «самым дисциплинированным» у Серебренникова:
«Пока надо просто сказать, что «Жена Чайковского» - дрим-проджект Кирилла Серебренникова, возникший на обломках его (пока) не состоявшегося биопика о великом русском композиторе и сочиненный во время пребывания под домашним арестом, - один из лучших его фильмов, широко открывающий режиссеру двери в большое, настоящее международное кинопроизводство.
Несмотря на то, что в текущих обстоятельствах картине едва ли грозит прокат в России, большего «мейнстрима» этот режиссёр себе не позволял, что особенно видно на контрасте с анархистскими «Петровыми в гриппе». Проникнутый неподдельным сочувствием по отношению к главной героине, это самый собранный, сфокусированный, «дисциплинированный» фильм Кирилла Серебренникова, чью неоклассическую связность внутренне подрывает ко всем чертям панковский радикализм режиссёра.»