Производители наиболее популярных антиковидных вакцин подверглись резкой критике правозащитных организаций после обнародования своих прибылей за первый квартал 2022 года, сообщает Daily Mail. Цифры показывают, что эти компании – самые быстрорастущие представители фармы в мире. Лидирует по темпам роста Moderna, выручка которой за год выросла на 221% – до 6,1 миллиарда долларов. За ней следуют BioNTech (200%, 6,4 млрд долл.), Pfizer (77%, 25,7 млрд долл.) и AstraZeneca (56%, 11,4 млрд долл.).
По статистике, примерно шесть из десяти человек в мире уже сделали себе две прививки, и запас вакцин достаточно велик. Часть препаратов выбрасывается на свалку из-за истечения срока годности, потому что значительная часть населения развивающихся стран не видит в вирусе серьезной угрозы и отказывается от вакцинирования, а такие богатые страны, как США, Великобритания и Германия, имеют переизбыток вакцин. Тем не менее производители уверены, что осенью активная вакцинация в мире возобновится, поскольку коронавирус перейдет в эндемичную форму. Это приведет к новому росту доходов фармкомпаний. Так, Pfizer и Moderna сообщили, что намерены заработать в этом году на прививках от ковида 51 миллиард долларов, Moderna прогнозирует получить 19 миллиардов долларов.
Эта статистика вызвала гнев у представителей правозащитных и благотворительных организаций, которые обвиняют фармкомпании в «бесстыдной спекуляции на пандемии», позволившей нескольким производителям заработать «непристойные суммы денег». Представители Народного альянса за вакцины – организации, призывающей к равному доступу к антиковидным прививкам, говорят: «В разгар кризиса они продавали спасение тому, кто заплатил самую высокую цену, в то время как остальные были брошены умирать. Они также спрятали свои технологии, защитившись правом на интеллектуальную собственность, и отказались ими делиться».
Известно, что США покупали вакцины Pfizer в начале пандемии по цене 19,50 долларов за дозу. Израиль признал, что платил по 23,50 доллара за право получить первые произведенные дозы и начать вакцинацию раньше всех. А странам Евросоюза удалось получить вакцины по цене 15,50 доллара.
«С начала пандемии прошло два года и год с тех пор, как стали доступны вакцины, однако несколько корпораций все еще пользуются своими преимуществами, чтобы заработать неприличные суммы денег, – говорит представитель другой благотворительной организации по борьбе с бедностью, Oxfam. – Мы позволили фармацевтическим компаниям монопольно контролировать жизненно необходимые технологии, в которых нуждаются все: они определяют количество производимых доз, покупателей, цену. Главное для них личная выгода, а не здравоохранение: подавляющее большинство своих лекарств они продают богатым странам, оставляя бедным объедки со стола. Между тем неспособность добиться глобальной вакцинации не только приводит к новым страданиям, но и позволяет возникать и распространяться новым штаммам, подвергая опасности каждого из нас».
Отчеты о выручке за январь-март 2021 и 2022 годов, которые обнародовали 23 крупнейших фармацевтических гиганта, показали, что только у двух из них, Viatris и Biogen, доходы за этот период упали. Самый крупный доход у Pfizer и Johnson and Johnson – по 23,4 миллиарда долларов. За ними следуют компании Roche, которая, в частности, разработала антитела для лечения ковида, и Merck, стоящая за противовирусным препаратом молнупиравиром, — 15,9 миллиарда долларов.