Posted 18 мая 2022, 12:51

Published 18 мая 2022, 12:51

Modified 7 марта, 12:19

Updated 7 марта, 12:19

«Учиться нужно было вчера…» Россия вряд ли построит сама новый "Москвич"

18 мая 2022, 12:51
Нефтегазовая зависимость нашей страны способствовала деградации важнейших отраслей современной экономики.

Иван Зубов

Планы российских властей возобновить выпуск автомобилей «Москвич», которые и в лучше-то годы не отличались ни надежностью, ни комфортом, породили яростную полемику в сети. Дров в ее огонь подбросил и пресс-секретарь Путина Песков, который заявил:

«Любой россиянин хочет иметь хорошую машину "Москвич". Но она для этого должна стать хорошей машиной. Если это получится сделать, то это будет шикарно и, конечно же, все захотят иметь такую машину, в том числе и президент».

Увы, вероятность такого развития событий подавляющим большинством блогеров расценивается как практически нулевая. Эксперт популярного телеграм-канала «Кстати» пишет:

«Говорить о реальности такого сценария сложно. Неспроста российская Lada постепенно полностью перешла на импортные компоненты. В РФ не производится необходимых деталей, а без них сборка автомобиля невозможно.

Да, мэрия планирует закупать запчасти у российских производителей. Это хорошо, ведь сможет стимулировать разработки в этой отрасли. Однако появление коммерчески прибыльных решений - долгий процесс. Поддержка от КамАЗа ограничена, ведь у компании другой профиль производства и собственные проблемы…»

Долгий процесс – это еще мягко сказано. Не так давно, «Новые Известия» опубликовали любопытные расчеты американского социолога Дмитрия Закотянского, посвященные отставанию России от стран западной цивилизации:

«Подумалось вновь о силе законов социально-экономического развития, о которых всегда повторяю, и как всё познаётся в сравнении. Очень люблю откладывать Россию на разных временных рядах (ВВП на душу населения, ОПЖ, демографический переход, возраст рождения первого ребёнка и т.д.).

Только сейчас дети в России примерно растут в том уровне благосостояния, в котором на Западе молодёжь росла в 1970-80-х.

Нынешняя молодёжь выросла в условиях благосостояния на уровне западных 1960-х.

Основная часть населения и старшие поколения выросли на уровне благосостояния западных 1940-50-х.

Старшие поколения и многие из власти выросли в условиях, в которых на Западе люди жили в 1920-40-х…»

Все это лишний раз подтверждает простую истину: нынешнего западного технологического уровня российская промышленность достигнет в лучшем случае лет через 20-30, и то, если бросит на это все своим силы.

Впрочем, журналист Виктор Ядуха настроен в этом отношении крайне пессимистично: не догонит никогда. Вот что он пишет по этому поводу:

«Про демобилизованный, и я бы еще сказал, ненужный народ. Деградация всех созидательных сфер невероятная, что ни копни - все импортное. Экспортной трубе люди и раньше-то не были особо нужны, автоматизация самых массовых профессий - кассиров, охранников, водителей - ставила этот вопрос ребром еще пять лет назад. А теперь, когда санкции сдули с газового Юпитера оболочку импорта и обнажилось маленькое железное ядро, три четверти населения увидели себя в роли стрекозы. Которой, конечно, было не очень до песен, да и лето было такое себе, но зима катит в глаза уже не понарошку. А они мало что умеют и у них мало что есть своего. Минувшие 30 лет превратили русских людей в лайт-версию арабов из нефтяных монархий Персидского залива. Бедных, но преисполненных самомнения, сохранять которое на фоне чужих технологических успехов помогает лишь сомнительная готовность "повторить" сверхусилия предков без ясного понимания, сколько лет подготовки предшествовало тем давним победам. Происходящее с Россией - это ровно то, что в последние годы заставляло разнеженных саудовских шейхов тревожиться и пытаться строить у себя что-то еще, кроме нефтянки. Не уверен, что у них получится. Учиться надо было вчера…»

Подпишитесь