Сергей Львов
25 лет назад, дождливым утром автор этих строк был послан сделать телерепортаж о прибытии к мэрии Москвы автоколонны обновленных автомобилей "Москвич" под пафосными именами "Святогор", "Князь Владимир", "Юрий Долгорукий" и "Иван Калита".
Нет, семейство древнерусских князей не было совсем уж новыми моделями одного брендами. Это был один и тот же "Москвич-2141" с приделанным багажником и различными опциями в салоне. И да, вместо старинных ижевского и вазовского моторов в него воткнули двигатель от "Рено" мощностью 140 л.с. и английское сцепление "Лукас".
По-видимому, кто-то убедил мэра Москвы Лужкова, что замена двигателя и сцепления на иностранные аналоги это и есть революция в отечественном автопроме.
Стоя на Тверской улице, Юрий Михайлович светился от счастья при виде самодвижущихся колесниц.
- Это лучшие автомобили в мире! Лучшие! - кричал Лужков в микрофон, потрясая кепкой, аки Ленин в апреле 1917-го на Финляндском вокзале Питера.
Какие они были на самом деле, мы узнали спустя пару месяцев, когда наша телекомпания получила "Князя Владимира" в результате бартерной сделки. Поначалу думали, что князь достанется гендиректору канала. Но тот, посмотрев из окна на продукцию АЗЛК, решил не менять на него свой БМВ-745 и милостиво предложил "покататься на халяву" трем своим заместителям.
В течение месяца все три зама честно попробовали "лучший автомобиль в мире" и ... дружно предложили отдать его престарелому начальнику отдела аналитики. Как бы в вечное пользование.
Дедушка телевизионной аналитики радостно сел в машину, благодаря начальство за "княжеский" подарок. Однако еще через месяц вся редакция заметила одиноко стоящего "Князя Владимира" во внутреннем дворе офиса. Дедуля тем временем парковался на своем французском "Рено-Меган"...
Как выяснилось, причина массового отказа от новинки АЗЛК была весьма прозаичная: она постоянно ломалась, а чинить или настраивать ее было некому и негде. Да и ходовые качества машины, пусть даже и с французским двигателем, оказались много хуже, чем у ставших привычными иномарок.
А вот в чем причина самих поломок на новой машине, знакомый инженер пояснил одной фразой:
- Понимаешь ли, "Москвичи" не самые плохие автомобили, но их собирают с помощью двух незаменимых приспособлений - кувалды и той самой матери...
Факт и в том, что за десять лет ни Минавтопром, ни московское правительство, потратив 750 млн долларов на закупку импортных станков, так и не смогли провести модернизацию АЗЛК. Для нового завода дизельных двигателей, например, был построен отдельный корпус, завезено оборудование... Но в итоге построенное отдали "Рено" и "Автофрамосу", которые наладили выпуск чисто французских автомобилей, вложив в проект еще 480 млн евро.
Иначе, впрочем, и быть не могло. В команде Лужкова никто в успех "Москвича" не верил, а вся затея с "князьями" была лишь отвлекающим маневром для последующего отъема земель АЗЛК под коммерческое строительство. Да и управление бизнес-процессами в автопроме оказалось для чиновников много сложнее, чем укладка плитки и замена бордюров. Перед окончательным крахом АЗЛК каждый вложенный в "Москвичи" рубль приносил 36 копеек убытка.
Сегодня столичная мэрия во второй раз получает наследников АЗЛК в "личное" пользование.
Отметим, что на этот раз у Собянина и Ко есть некоторые преимущества перед Лужковым. "Автофрамос" (он же - Рено-Россия) исправно работаюший завод с современным оборудованием, технологиями и - главное! - обученным персоналом, который уже и не помнит про кувалду и "ту самую мать".
Явными минусами проекта АЗЛК-2 выступает техническое сотрудничество с КАМАЗом, который и сам претерпел от санкций, от ухода стратегического партнера в лице Мерседес и необходимости возрождать продукцию 40-летней давности.
Ведь понятно, что никакой готовой модели легкового автомобиля ни у мэрии Москвы, ни у КАМАЗа нет и в помине.
Ясно, что старые "Москвичи" никому в России даже и даром не нужны.
И сколько месяцев или лет нужно, чтобы с нуля начать выпуск нового современного авто, не имея готовых тележек, двигателей, коробок передач и при полном отсутствии отечественной электроники? И чем в этот период будут заняты рабочие и мастера "Автофрамоса"? В среднем создание новой модели автомобиля - от идеи и эскиза до сертификации и серийного производства занимает не меньше 5 лет. Именно столько, например, делали "Ладу-Весту" под началом Стива Маттина на АвтоВАЗе.
Но даже если и мэрия + КАМАЗ создадут нечто в рекордно короткие сроки, то сколько будет стоить новое чудо автопрома? Не окажется ли, что любые аналогичные иномарки, пусть даже и ввезенные в страну "кривыми" путями, будут много дешевле?
И ведь не скажешь, что у будущего "Москвича" совсем нет конкурентов на урезанном донельзя российском рынке. Во-первых, будут китайцы. Во-вторых, корейцы, которые никуда вроде бы уходить не собираются. В-третьих, японцы, в-четвертых, серый импорт... Так что одной светлой идеи импортозамещения по принципу "мы за ценой не постоим" для будущего "Москвича" явно не достаточно. От организаторов процесса потребуется недюжинные таланты.
А не сдюжат - так все обернется пустой тратой бюджетных миллиардов.
Нам, впрочем, к таким конфузам тоже не привыкать.
КСТАТИ
Независимый и, наш взгляд, лучший в России автомобильный обозреватель Сергей Асланян совершенно категоричным образом считает в своей ютубовской программе "Гараж. Самиздат":
"Что бы ни обещал Собянин, а создать с нуля какой-либо автомобиль сегодня попросту невозможно! В стране нет для этого промышленности. Нет заводов, производящих двигатели, кузовные детали, подвеску, коробки передачи, ВСЮ автомобильную электронику - от систем впрыска и управляющих блоков до АБС и подушек безопасности. Нет и сколько-нибудь готовых проектов. НАМИ ничего автопрому предложить не в силах. Ссылка на создание "Ауруса" тут некорректна. Машины для Кремля сделали на тележке Фольксвагена-Фаэтона, моторы и АКПП там тоже импортные. В лучшем случае Собянин рассчитывает на то, что под видом "Москвича" в Москву придут китайцы. Что весьма сомнительно, учитывая боязнь китайцев получить американские и европейские санкции.Так что завод "Рено" ушел. И больше на этом месте не вырастет ничего. Очень жаль."