ВЦИОМ провел опрос об отношении россиян к потенциальным патриотическим нововведениям в российских школах.
67% опрошенных согласились с тем, что школа должна воспитывать патриотизм. Но среди недавних школьников (18-24 года) такой ответ дали только 46%, среди россиян от 25 до 34 лет – 54%. Для сравнения среди россиян старше 60 лет – 75%, 45-59 лет – 73%, 35-44 года – 69%. Так что ключевым фактором, определяющим отношение к этой теме, становится не пожилой возраст, а обучение в советской школе (и частично в школе 90-х годов, инерционно сохранявшей советские принципы) с ее патриотическими ритуалами, - пишет в своем комментарии к результатам опроса политолог Алексей Макаркин:
"Интересно, что ответ на другой вопрос – о том, должна ли школа воспитывать моральные качества – демонстрирует консенсусный подход; поколенческий разрыв здесь отсутствует. Среди самых молодых на него положительно ответили 69% (столько же, сколько в целом по стране), среди пожилых – 68%. Показательно, что среди пожилых тема патриотизма востребована больше, чем морально-нравственная, хотя обычные претензии старших к младшим связаны прежде всего именно с моральными вопросами. Это свидетельствует о том, что они (по крайней мере, сейчас) ощущают нехватку патриотизма у молодых поколений.
Ответы на другие вопросы подтверждают существующий поколенческий разрыв. 59% относятся положительно к инициативе по поднятию флага и исполнению гимна перед учебной неделей, 24% — отрицательно, еще 13% — безразлично. Но среди 18-24-летних немного больше противников этой идеи – 33 к 36%, среди 25-34-летних – немного больше сторонников – 43 к 38%. Резкий подъем начинается со следующей возрастной когорты – 35-44 года (65 к 21%).
К проведению урока, посвященного событиям специальной военной операции России на Украине, положительно относятся 51% граждан, 37% - отрицательно, 5% безразлично. Здесь есть некоторое отличие от предыдущих вопросов. Молодые когорты отвергают эту идею полностью: 18-24 года – соотношение 31 к 56%, 25-34 года – 28 к 60%. Среди 35-44-летних уже больше сторонников, но разрыв относительно невелик – 50 к 42%. Среди более старших когорт подавляющее большинство за такой урок. 59 к 32% (45-59 лет) и 68 к 19% (от 60 лет).
Сходная тенденция в отношении к предложениям ввести уроки истории с первого класса. Сторонников этой идеи меньшинство – 42 к 49% - что может быть связано не только с нежеланием внедрения идеологического воспитания, но и с внеидеологичным протестом против перегрузки школьников. Среди самых молодых за такие уроки высказываются лишь 23%, среди 25-34-летних - 33%, но и среди 35-44-летних – 39%. Так что и многие бывшие школьники 90-х годов также скептически относятся к этой идее. Большинство, хотя и не очень значительное, она получает только среди бывших советских школьников (которые, кстати, сами историю в начальной школе не изучали). Среди 45-59-летних таких 49%, среди 60+ - 50%."