Posted 16 мая 2022, 11:28

Published 16 мая 2022, 11:28

Modified 7 марта, 12:22

Updated 7 марта, 12:22

Не очень-то и хотелось... Почему Россия так и не стала Западом

16 мая 2022, 11:28
Владимир Гельман
Сюжет
Власть
Еще в 1990-е годы российские элиты пользовались помощью западных стран не для интеграции с ними, а для удержания собственной власти внутри страны.

В поисках виноватых в том, что произошло с Россией, Украиной и со всем миром после 24 февраля некоторые комментаторы обращают свои взоры на коллективный Запад, утверждая, что главной фатальной ошибкой с его стороны была недостаточная интеграция России в этот самый Запад, еще начиная с 1990-х годов. Вот если бы России пошли навстречу, приняли бы туда на ее (российских) условиях, то пошла бы музыка не та, заплясали лес и горы, etc. etc. Эта точка зрения глубоко ошибочна и концептуально, и фактически. Концептуально она исходит из представлений о том, что внешнеполитические факторы в политике в принципе могут замещать внутриполитические (а не выступать дополнением по отношению к ним).

Между тем, в России уже в 1990-е годы были сформированы политические и институциональные основы строительства авторитаризма, и никакой Запад этому не только не мог, но и особенно не хотел мешать ни в 1993, ни в 1996 году, ни позднее. А фактически представления российских элит о механизме интеграции с Западом в 1990-е годы могут быть суммированы обращенным к Клинтону высказыванием Ельцина с призывом отдать ему Европу (под его, Ельцина, контроль – примерно с тем же, только иными словами обращался к США и Путин в своем ультиматуме в декабре 2021 года). Помощь со стороны стран Запада воспринималась в 1990-е годы российскими элитами, прежде всего, как средство удержания собственной власти (можно перечитать интервью министров гайдаровского правительства в книге под редакцией Авена и Коха), а сами российские элиты водили за нос западных доноров примерно так же, как это делали многочисленные получатели международной помощи в странах Африки (можно сравнить сходные описания России 1998 года у Гилмана и африканских стран у Истерли).

Иначе говоря, интегрировать постсоветскую Россию «по-хорошему» в 1990-е годы Запад не мог, прежде всего, из-за того, что в этом не были заинтересованы те, кто правил Россией. Была ли возможна интеграция России «по-плохому», то есть силовым путем, с навязыванием извне механизмов управления и «правил игры», ограничением суверенитета России и удержанием внешнего (в том числе военно-политического) контроля над страной на протяжении длительного времени? Думаю, скорее, нет, чем да. Поэтому не стоит перекладывать ответственность с одной больной головы на другую.

Подпишитесь