Сотрудники ООН завершили 20-летнюю охоту на одного из самых жестоких убийц в мире, сообщает The Guardian. Правда, правосудию достались лишь его останки, обнаруженные на заросшем кладбище в Зимбабве.
Протаис Мпиранья был командиром батальона президентской гвардии Руанды. Будучи по происхождению хуту, Мпиранья стал одним из тех, кто стоял за геноцидом против тутси – массовой резни на межнациональной почве, в ходе которой, по разным оценкам, в Руанде погибло от 500 000 до 1 100 000 человек. Как говорится в обвинительном заключении Международного трибунала, в период с 1990 по 1994 год Мпиранья и другие офицеры вступили в сговор с целью уничтожения своих политических противников тутси и организовали обучение ополченцев, участвовавших в геноциде.
Геноцид, который стал продолжением гражданской войны между тутси и хуту, начался в апреле 1994 года, в день, когда был сбит самолет президента Руанды Жювеналя Хабиариманы. Армия, жандармерия и военные группировки из числа хуту при поддержке властей и гражданских лиц начали охоту на тутси. Члены президентской гвардии, которую возглавлял Мпиранья, выследили, арестовали и убили премьер-министра Руанды Агату Увилингийиману, а вместе с ней десять бельгийских миротворцев, охранявших ее дом. Одновременно началась ликвидация других оппозиционеров и членов их семей, перешедшее в массовые убийства.
Мпиранья и другие организаторы геноцида призывали всех, кто принадлежал народу хуту, вооружаться мачете и гранатами и насиловать и убивать тутси. Целью было истребление всех тутси, живших в Руанде. Национальность человека устанавливали по документам или по внешним признакам: считалось, что у тутси, в отличие от хуту, черные десны и язык, прямой нос, высокий рост и надменный взгляд. Во время геноцида погибло и множество хуту – журналистов, симпатизирующих жертвам, или просто тех, кто внешне напоминал тутси. По оценкам историков, первые полтора месяца резни в Руанде людей уничтожали в пять раз быстрее, чем во время Холокоста.
После того как Руандийский патриотический фронт взял под контроль столицу и геноцид был прекращен, по обвинению в участии в массовых убийствах и преступлениях против человечности в Руанде арестовали более 120 000 человек. В 1994 году был создан Международный уголовный трибунал ООН по Руанде, а 25 сентября 2002 года Мпиранья был заочно обвинен в геноциде, заговоре с целью совершения геноцида, соучастии в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях. В 2015 году трибунал был закрыт, однако небольшая группа следователей продолжала работу. К 2020 году Мпиранья оставался самым разыскиваемым в мире подозреваемым в военных преступлениях.
Все это время следственная группа пыталась обнаружить хотя бы малейшие зацепки, ведя поиски по всей Африке, однако до последнего времени они были безуспешными. Почти 20 лет семья и сообщники скрывали тот факт, что Мпиранья уже умер: данные, полученные от информаторов, свидетельствовали о том, что он активен и сотрудничает с бизнес-партнерами в нескольких странах. Однако последним достоверно известным следствию фактом было то, что в 2002 году Мпиранья был в Демократической Республике Конго.
Прорыв произошел в прошлом году, когда в ходе рейда в одной из европейских стран был изъят компьютер и другие материалы, среди которых обнаружилась электронная почта с завуалированными ссылками на «старика». Следователи изучили данные о поездках родственников Мпираньи и обнаружили, что все они в октябре 2006 года побывали в Зимбабве. Просмотрев сотни цифровых снимков, следователи нашли фотографии с похорон, в том числе с изображением покойника, выглядевшего как Мпиранья. В конце концов они нашли фотографию нарисованного от руки надгробия, присланную близким родственником Мпираньи, и выяснили, что заказ был сделан резчикам по камню из зимбабвийской столицы Харары. Оставалось найти памятник и тело под ним.
Следователи обратились к властям Зимбабве, и через несколько лет те позволили найти могилу и выкопать тело человека, похороненного под именем Самбао Ндуме. 27 апреля следователи и патологоанатом ООН образцы ДНК лежащего под памятником человека, дата рождения которого совпадала с датой рождения Мпираньи – 30 мая 1956 года. Надпись на французском языке гласила: «Здесь навеки покоится тот, кто любил свое отечество, свой народ и свою семью больше собственной жизни». Ниже было вырезано грубое изображение воина с луком и стрелами и надпись: «Папа RIP».
Анализ ДНК подтвердил личность Мпираньи. Как оказалось, он умер в Хараре еще в октябре 2006 года, в возрасте 50 лет, – от сердечного приступа, вызванного туберкулезом. После падения режима хуту в июле 1994 года он четыре года провел в Камеруне. Затем переехал в Демократическую Республику Конго, чтобы сражаться вместе с хуту и зимбабвийскими войсками от имени президента страны Лорана Кабилы против руандийской армии в ходе так называемой второй войны в Конго.
Зимбабвийские офицеры считали его отличным командиром, поэтому, когда в 2002 году Мпиранье было предъявлено обвинение трибунала, они помогли ему скрыться в своей стране. Укрывать его помогало зимбабвийское правительство: он прибыл в страну на военном самолете и во время своего пребывания часто контактировал с приближенными тогдашнего президента Роберта Мугабе.
Используя поддельные документы, Мпиранья организовал небольшой транспортный бизнес из двух автобусов, купленных, как предполагают следователи, на доходы от конголезских алмазов. Однако предприятие провалилось, и семье Мпираньи пришлось съехать с богатой виллы в квартиру, а зетем и перебраться в более бедный район. Когда оба автобуса попали в аварию, денег на ремонт не нашлось. Большая часть остальных активов Мпираньи была уничтожена высокой инфляцией. Вскоре он заболел туберкулезом и во время заполнения бланков для госпитализации использовал вымышленное имя, Самбао Ндуме, под которым его затем похоронили. Почти два десятилетия семья и друзья скрывали его смерть – возможно, чтобы не подрывать моральный дух сил хуту в Конго.
Мпиранья был последним из главных фигурантов геноцида в Руанде, однако прокуратура все еще разыскивает пятерых обвиняемых. Есть вероятность, что обнаружение тела Мпираньи заставит правительства стран, где скрываются последние беглецы, решиться на их выдачу.