Иван Зубов
О фактическом возврате реалий 1937 года вновь заговорили в социальных сетях после того, как сенатор Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков заявил РИА Новости, что думает над возможностью разработки законопроекта, запрещающего упоминать в СМИ имена артистов, уехавших из России. Цеков отметил, что «это антироссийские люди, их имена надо навсегда забыть».
Однако другой сенатор, Андрей Клишас в ответ на это предложение успокоил общественность тем, что никаких законов с запретами упоминать в СМИ имена людей, которые покинули страну в последние месяцы, в России не будет:
«Лишить человека гражданства за его политическую позицию, за то, что выехал из страны и не возвращается, за какое-то неправильное поведение, если он гражданин по рождению, против его воли нельзя. (…) Сейчас есть предложения по изменению закона об иностранных агентах. Но постоянно менять закон в той сфере, которая только складывается, где правоотношения еще окончательно не сложились, это путь в никуда…»
Аналитики популярного канала «Невминкульт» пишут по этому поводу:
«Откуда же вообще возникла такая идея? Возможно, это многоходовка. Сначала запустили слух чтобы прощупать мнение. Со всех сторон он оброс комментариями Вячеслава Володина, Дмитрия Пескова, Рамзана Кадырова и других. Затем, когда Сергей Цеков заявил, что будет разрабатывать соответствующий законопроект, в это поверили, сочли запрет на упоминание в СМИ людей, покинувших страну, свершившимся фактом. Однако, так и сформировалась основа для однозначного опровержения, которое сделал другой сенатор, глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Так оно и прозвучало громче…»
Вообще же аналитики считают, что эта идея, хоть и патриотична, но исторически и стратегически совершенно не продуманна:
«Если следовать такой логике, то получается, вклад Галкина с Хаматовой в разрушение сакральных скреп похлеще Гитлера, которого упоминать как раз можно. Бред же собачий, ну? Это, во-первых.
Во-вторых, если предать таких людей забвению, то забудутся и их негативные поступки в отношении России. Зато в западных СМИ и соцсетях их популярность резко вырастет. Да и запрещённые у нас издания без проблем будут транслировать все то же. А доступ к ним ничуть не ограничен - почти у каждого уже стоит в телефоне VPN. Так что формат советского диссидентства реализовать не получится. Нет смысла плодить сакральных жертв режима на потеху западной медиа-машине.
В-третьих, это лишит их шансов вернуться, когда подрастут или когда всё уляжется. Побочный продукт деятельности многих, даже не патриотов, приносит пользу стране. Это касается бизнесменов, деятелей культуры, IT-специалистов.
В-четвёртых, и без того большая напряжённость в обществе будет только расти. Все небезосновательно испугаются «перегибов», из-за которых банальный отпуск за рубежом может привести к вечному медиа-бану…»