Posted 8 мая 2022, 13:45
Published 8 мая 2022, 13:45
Modified 7 марта, 12:31
Updated 7 марта, 12:31
Александр Сычев
Это еще не окончательное решение, а лишь разрешение правительству думать и действовать в этом направлении. В изданном документе так и говорится: «Парламент дает мандат Совету министров на обсуждение и реализацию мер, связанных с в...й на Украине, включая ремонт военной техники». За это проголосовали около 200 депутатов, «против» - 16, воздержался один.
Заявление болгарского парламента политически более значимо, чем даже поставки вооружений, которые осуществляют страны Запада во главе с США. Вашингтон и его союзники. Хотя формально в конфликте они не участвуют и всячески подчеркивают это. А вот София, по сути дела, объявляет себя частью военно-промышленного комплекса воюющей стороны и становится непосредственным участником конфликта в качестве ремонтной базы. Болгария объявляет себя «украинским тыловым заводом», который будет принимать подбитую военную технику, восстанавливать ее и отправлять на линию соприкосновения.
Конечно, это решение в большей степени носит характер политического послания во внешний мир. И адресат вовсе не киевский режим, хотя он и упоминается в документе. София сигнализирует Вашингтону и НАТО. Именно им болгарские политики решили продемонстрировать свою преданность идее борьбы с Россией и солидарность с предпринимаемыми действиями.
А ведь Болгария могла бы как все ее нынешние союзники ограничиться зачисткой своих складов от морального старья в надежде получить от США замену, не бесплатно, естественно. А в болгарских вооруженных силах и на складах найдется немало оружия: 80 основных боевых танков Т-72 различных модификаций, стоящих на вооружении, и еще около 200 законсервированных, 400 Т-55АМ2 в неизвестно каком состоянии, 150 единиц БТР-60, около 130 БМП-23 и БМП-1. Есть 12 машин разведки БРДМ-2 и 24 самоходных противотанковых комплекса «Конкурс». Есть и артиллерия, и прочие системы вооружений. Но болгарские парламентарии решили выдвинуть свою страну на передовую. Понимают ли они сколь глубоко они вмешиваются даже с учетом того, что выполнить выданный мандат, похоже, не представляется возможным?
Подбитый танк сам не доползет до болгарских заводов. Бронированную машину пехоты тайными тропами на руках не дотащить. Все сломанное вооружение нужно собрать, погрузить на железнодорожные составы и отправить, а потом получить обратно. При этом логистика нарушена. Места скопления вооружений уничтожаются российским высокоточным оружием.
Но следует признать, что промышленные возможности по ремонту оружия у Болгарии существуют. Во времена Организации варшавского договора (ОВД) болгарская оборонка быстро развивалась и стала одним из наиболее наукоемких и развитых секторов национальной экономики. До 65% своей оружейной продукции София поставляла странам-членам ОВД. Но в 90-х, с распадом СССР и роспуском Варшавского договора, в отрасли начался глубокий кризис, выход из которого нашелся в поставках оружия сепаратистам в Сирии, Ираке, Йемене и других странах. Помог Вашингтон, которому потребовалось большое количество не американского оружия для проведения политики поддержания своего господства в мире.
Промышленные компетенции болгарскому ВПК сохранить удалось. В стране работают около 20 акционерных компаний и отдельных заводов, из которых 12 заняты исключительно ремонтом. К наиболее крупным сборочным предприятиям относятся акционерные общества «Бета», «Агротехника», «Арсенал», «Аркус», государственные акционерные компании «Вазовские машиностроительные заводы», «Дунарит», «Трема» и «НИТИ».
Все эти предприятия, в принципе, смогли бы ремонтировать поврежденную украинскую технику. Хотя, помимо не решаемой логистической проблемы, они столкнутся также с острым дефицитом целого ряда запасных частей и узлов.