Posted 5 мая 2022,, 11:25

Published 5 мая 2022,, 11:25

Modified 7 марта, 12:35

Updated 7 марта, 12:35

ВВС США испытали бомбу для быстрого потопления кораблей

ВВС США испытали бомбу для быстрого потопления кораблей

5 мая 2022, 11:25
Фото: Соцсети
Военно-воздушные силы США провели в Мексиканском заливе испытание противокорабельной бомбы GBU-31/B весом 910 килограммов

Александр Сычев

Ее сбросили на старый, списанный сухогруз. При взрыве судно буквально подбросило вверх и разломило пополам.

Бомба GBU-31/B – управляемый боеприпас, который в течение примерно года исследовательская лаборатория ВВС разрабатывала в рамках программы Quicksink («Быстрое потопление»). Разработка новая, но в основе – уже испробованная на других бомбах технология и старая авиабомба Mark 84. Она находится на вооружении американских ВВС со времен войны во Вьетнаме.

Самая крупная из авиабомб из всей серии. Ее фактический вес может несколько отличаться от номинального, колеблясь в зависимости от модификации, в диапазоне от 896 до 947 килограммов. Боевой заряд весит примерно 430 килограммов тритонала, смеси тринитротолуола и алюминиевого порошка. Бомба пробивает металл толщиной 380 миллиметров или около трех метров бетона.

ВВС США использовали эти боеприпасы в целом ряде организованных Вашингтоном вооруженных конфликтов и после Вьетнама. Но во время операции «Буря в пустыне» в Ираке бомба оказалась бесполезной из-за сильных пылевых бурь – часто и сильно промахивались.

Исследования, разработка, испытания с целью модернизировать авиабомбу и сделать ее высокоточной даже в неблагоприятных погодных условиях начались в 1992 году. Тогда решили приладить к просто падающему боеприпасу навигационную новинку – приемник глобальной системы определения местоположения (GPS) и комплекты «универсального оборудования прямого удара» (JDAM) – навесное оборудование. По сути дела, это дополнительные плоскости и новая хвостовая часть с управляемыми аэродинамическими поверхностями, на которую меняют стандартный стабилизатор.

Бомбы, оснащенные JDAM, управляются встроенной инерциальной системой наведения, соединенной с приемником GPS. Сброшенная с большой высоты такая модернизированная бомба способна планировать, подруливая, на дальность до 28 километров. Так появилась GBU-15. Серия тестов показала, что в различных погодных условиях точность попадания достигает 95%, а максимальный промах составил не более 11 метров.

В декабре 2001 года модифицированную бомбу испытали в полевых условиях в Афганистане, чуть не убив Хамида Карзая, исполнявшего в то время обязанности президента страны. На свою беду он возглавил афганский вооруженный отряд, поддержанный группой американского спецназа, во время одного из столкновений с талибами.

Оказавшись в непростом положении в столкновении с отрядом талибов, американцы запросили огневую поддержку. Авиация сбросила бомбы с JDAM. В результате трое погибли, 20 человек, включая американцев, были ранены. Расследование показало, что представитель Группы тактического контроля ВВС США, входивший в состав сил специального назначения, во время боя сменил батарейку в приемнике GPS, но не проверил настройки. А они сбились, выдали координаты смешанного афгано-американского отряда вместо талибов.

В ходе операции «Союзная сила» в 2002 году управляемые бомбы GBU применили в Югославии. В общей сложности американские стратегические бомбардировщики сбросили тогда более 650 бомб с навесным оборудованием от компании Boeing, поразив 87% намеченных целей.

После такого успеха системами JDAM стали оснащать бомбы весом 230 (Mark 82) и 500 (Mark 83) килограммов. С 1998 года компания Boeing выпустила уже более 400 тыс. комплектов JDAM.

И наконец, очередь дошла до Mark 84 весом почти в тонну. Оснащая эти тяжелые боеприпасы системой планирования и пространственной ориентации, Пентагон стремился получить надежное средство уничтожения кораблей противника, более дешевое, чем торпеды и ракеты, но с таким же разрушительным эффектом. «Тяжелые торпеды эффективны для потопления крупных кораблей, но они дороги и используются небольшой частью военно-морских сил. Quicksink дает нам недорогое решение, которое потенциально может быть использовано большинством боевых самолетов ВВС», — сказал майор Эндрю Свонсон, начальник отдела перспективных программ 85-го подразделения ВВС.

Действительно, получается дешевле. Бомба Mark 80, например, с новым комплектом оперения и наведения, взрывателем и датчиком приближения к цели стоит около 30 тыс. долларов. Крылатая ракета Tomahawk – почти 730 тыс.

Помимо уже ставшего стандартным набора, состоящего из инерциальной навигационной системы, приемника GPS и подогнанного под размер оперения, в носовой части GBU-31/B поместили также новый радиолокационный искатель цели.

Взрыватель настроили так, чтобы подрыв происходил как можно ближе к килю. По замыслу конструкторов это позволяет добиваться гарантированного уничтожения условного плавсредства противника. Впрочем, испытание проводилось на сухогрузе. Особенности конструкции военных кораблей, наличие множества палуб, могут ослабить проникающий эффект бомбы.

Есть у бомб серии GBU и еще одно слабое место. Из-за небольшой дальности полета эти боеприпасы можно использовать лишь в том случае, если система противовоздушной обороны противника подавлена. Если же добиться господства в воздухе не удалось, то самолеты-носители просто не смогут подлететь на расстояние сброса, да и сами бомбы – отличная мишень.

"