Поскольку буквально вчера моя хорошая подруга, которая легко может уехать, сказала, что боится ехать в Европу, потому что тут русских ненавидят, и они подвергаются дискриминации, небольшой ликбез.
Он, в основном, на германском опыте, но думаю, что большинство пунктов справедливы для большинства стран ЕС.
Если вы не идёте по улице с российским флагом, никто не понимает, что вы русский, и ненависти к вам не испытывает.
Если то, что вы русский, выясняется в личном разговоре, то ненависти и даже неприязни тоже, скорее всего, не будет. В целом, европейцам на вас лично наплевать. Они переживают из-за операции на Украине и рост цен, но именно вы вряд ли вызываете у них сильные негативные эмоции.
Если говорить о некоторой неприязни, то некоторые немцы, скорее, испытывают ее к тем, кто не говорит или плохо говорит по-немецки, независимо от национальной принадлежности.
Граждане РФ сталкиваются с дискриминацией в банковском секторе. В Германии она выражена в том, что некоторых владельцев банковских счетов с российским паспортом просят ещё раз показать ВНЖ. Я читал, что один французский банк замораживал счета даже россиянам с ВНЖ, но думаю, что это: а) исключение и б) незаконно, то есть может быть оспорено в суде. Безусловно, это очень неприятно, но в новости эта история попала ровно потому, что она исключительная.
Вообще про новости, даже в относительно объективных источниках, надо понимать, что они описывают не реальность, а отклонения от неё. Жизнь, по большому счету, состоит не из новостей, а из их отсутствия, поэтому любые поразительные новости о том, что происходит в Европе, нужно делить на миллиард. Скорее всего, это случилось не в Европе, а в одном-единственном месте, и с большой вероятностью один раз.
По слухам, в следующем пакете санкций будет запрет на покупку россиянами недвижимости. Этот запрет, если верить тем же слухам, не относится к людям с ВНЖ. Другими словами, если вы живете в Берлине, а не в Саратове, никто не будет мешать вам купить жильё.
Чтоб два раза не вставать, про геев. Если вас раздражают мужчины, которые держатся за руки, то здесь они есть. Иногда на домах можно увидеть радужные флаги. На этом пропаганда заканчивается. Пресловутый прайд давно превратился в общегородское развлечение, и геи на нем в суровом меньшинстве (хотя основной движ, конечно, делается их силами).
В целом, если вы готовы позволить другим людям жить так, как они хотят, то проблем у вас быть не должно. Но так в любой стране хорошо бы делать.
Если вам дорог русский язык, здесь есть русские — или, точнее, двуязычные — школы и садики. Большинство моих знакомых не рвётся отдавать туда детей, потому что интеграция в общество им кажется важнее полноценного сохранения пушкинского наследства, но если очень хочется, такая возможность есть.
Про беженцев из разных стран. Они есть, и жить рядом с плотным расселением беженцев, я думаю, не сахар, потому что бедные и плохо интегрированные в общество люди - всегда источник криминала. Впрочем, это всегда очень локальная история — буквально на квартал в сторону, и уже спокойно. Кроме того, европейские представления о безопасности немного другие, и самый опасный берлинский район гораздо спокойнее неблагополучного района в российским городе.
Собственно, я знаю один детский садик, у которого на втором этаже общежитие для беженцев-подростков из, в основном, Сирии. Звучит неуютно, а на практике это совершенно обычные молодые люди, которые пытаются устроить свою жизнь.
Про конфликты с украинскими беженцами. Они, разумеется, будут, особенно в детских коллективах. С ними будут разбираться case by case (англ: в каждом конкретном случае), в детских коллективах конфликты начались не вчера.
Подавляющему большинству тех, кто был вынужден покинуть Украину, в ближайшее несколько лет предстоит решать множество бытовых проблем. Часть из них наверняка будет испытывать неприязнь ко всем русским (и их сложно в этом упрекнуть), но, по большому счету, им будет не до вас.
Короче, вас тут никто не ждёт, и это, скорее, хорошая новость.