Как известно, в Госдуму внесен новый вариант закона об иностранных агентах. Теперь он будет называться «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Главная новация в нем: не обязательно получать деньги из-за рубежа. Иностранным агентом может быть объявлено и лицо, которое действует из других мотиваций, но «подпав под иностранное влияние».
Иными словами, иноагентом может стать каждый, кто оказался «под иностранным влиянием» и чья деятельность будет признана «политической». Таким образом, вообще не будет никакого ясного критерия, любые действия можно будет квалифицировать как следствие «подпадения под иностранное влияние». А ведь это влияние можно трактовать сколь угодно широко. Допустим, читаешь ты новый роман Мишеля Уэльбека (а то и вовсе Бальзака или Диккенса), смотришь новый фильм братьев Коэнов или слушаешь новый альбом Red Hot Chili Peppers, и этот факт можно легко вменить тебе в вину. И попробуй опровергни! Именно поэтому эксперты и блогеры недоумевают по поводу этой инициативы и прогнозируют ее последствия:
- Пока идёт горячая фаза российско-украинского конфликта, позиция властей будет крайне жесткой, пресекающей практически любое публичное инакомыслие.
- А наличие недвижимости за рубежом вместе с регулярно проживающими там членами семьи будет считаться основанием для признания иностранным агентом? А то тогда можно смело присваивать этот статус хоть Шувалову с Чемезовым, хоть Валуеву с Клишасом...
- власть, по всей видимости, дошла до пика своих возможностей, желая протащить закон, где штамп «иноагент» будет раздаваться с вертолета. Зачем?
- Закон об иноагентах становится главным российским нормативным актом. Именно он теперь регулирует применение гражданских прав в стране.
- Возникает интересный вопрос – возможна ли в современной России, в принципе, даже не оппозиция, а, скажем так, - допустимый уровень свободы слова? Или, выражаясь простым языком, нужно совсем молчать, или что-то можно всё-таки говорить?
- Слишком сильное насыщение гражданского общества внутри и вне страны заслуженными и не очень «иноагентами» может привести к образованию теневой политической системы, в которой «иноагенты» могут образовывать теневые партии и даже фракции этих партий.
- Фактически всех инакомыслящих будут делать иногентами. В данный момент это десятки миллионов. Потенциально вообще все.
- Гениальный Иван Андреевич Крылов двести лет назад дал правовое обоснование подобных законов в басне «Волк и ягнёнок»: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»