Posted 26 апреля 2022, 19:28

Published 26 апреля 2022, 19:28

Modified 25 декабря 2022, 18:39

Updated 25 декабря 2022, 18:39

От слияния - к поглощению: как идет театральная реформа в Москве

26 апреля 2022, 19:28
фото: Театр "Сфера"
Театральную Москву будоражит. В столице идет процесс слияния театров. Департамент культуры держит оборону, но скандалы что ни день, дают о себе знать.

Ирина Мишина

Четверть всех театров страны приходится на Москву. Если быть точным, в столице 85 театров городского и 12 федерального подчинения - итого 97. Но кроме бюджетных театров, в Москве действуют и независимые коллективы. Их-то как раз подсчитать сложнее всего.

Несколько лет назад компания «Яндекс» в рамках спецпроекта «Я в театре» провела исследование и посчитала количество театров в Москве. Так вот, экспертам удалось идентифицировать 380 театров! С их полным списком можно ознакомиться здесь. Из них 245 — негосударственных, 97 — государственных. При разбивке на другие категории также выделены музыкальные (20), балетные (16), студенческие (9), детские (46), кукольные (20) театры и даже театры с выездом на дом (10). Причем при подсчете каждый театр попадал в список только однажды, даже если у него несколько сцен.

Казалось бы, этому можно только порадоваться. Но театр требует бюджетных средств. Да и о доступности нынешнего театрального искусства можно поспорить. Возьмем ближайшие спектакли. Билет в партере на «Мастера и Маргариту» в МХАТ им. Чехова стоит 12 600 рублей, самые плохие места – от 5 100. Цена билетов на «Войну и мир» в театре Вахтангова, если верить информации на сайте театра, до 12 000 рублей. Большой театр, историческая сцена, «Травиата»: билет в партере – 8 тыс. рублей, в амфитеатре – 7 200. Понятно, что театральное искусство давно перестало быть массовым, оно скорее доступно весьма узкому кругу людей.

«Дело в том, что Юрий Михайлович Лужков очень любил людей искусства и никогда им не отказывал. Попросит Джигарханян свой театр – город дарит театр, попросит театр Бабкина – и ей театр, Рюмина попросит – и ей тоже. В результате Александр Кибовский, приняв департамент культуры Москвы, одновременно принял такое бессмысленное и неподъемное театральное наследство. Чтобы открыть театр, достаточно было слова, а вот закрыть – целая эпопея. Чтобы не закрывать театры, и решились на их объединение», - пояснил «НИ» ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

В этом нелегком процессе слияния театральные истории складывались по-разному. Есть и истории со счастливым концом. К примеру, объединение Театра на Таганке и театра «Содружество актеров Таганки», случившееся больше года назад, прошло безболезненно. Это было скорее воссоединение двух театров. Как известно, в свое время знаменитый народный артист и общественный деятель Николай Губенко увел часть труппы от Юрия Любимова, и при разделе имущества получил новую сцену таганского театрального комплекса. После того, как в августе 2020 года Николая Губенко не стало, судьба театра «Содружество актеров Таганки» была предрешена. Да и новый директор Театра на Таганке Ирина Апексимова приложила немало усилий для того, чтобы «Таганка» снова стала популярным и любимым театром.

А вот с Театром сатиры и бывшим Театром под руководством Армена Джигарханяна получилось не совсем гладко. После смерти Джигарханяна худруком его театра стал актер и режиссер Сергей Газаров. Проблему осложнило то, что с поста руководителя Театра сатиры ушел Александр Ширвиндт. Московские власти, говорят, перебрали множество кандидатур для руководства объединенными театрами, но в конце концов остановились на Газарове. После объединения театр Джигарханяна стал, по сути, филиалом известного и любимого театра на площади Маяковского. Что именно сейчас связывает две театральные площадки, кроме общего руководителя, большой вопрос.

Объединение Центра имени Мейерхольда (ЦиМ) и театра «Школа драматического искусства» и вовсе обернулось почти политическим скандалом. Дело в том, что ликвидация Центра им. Мейерхольда произошла вскоре после начала спецоперации на Украине. В этой связи директор театра Елена Ковальская публично высказала свое несогласие со спецоперацией и подала заявление об уходе 24 февраля. Вскоре был уволен и худрук театра Дмитрий Волкострелов. Видимо, ЦиМ получил клеймо «неблагонадежного», и во многом поэтому было принято решение о его слиянии со «Школой драматического искусства». Два этих театра не объединены ровным счетом ничем.

Но настоящий скандал вспыхнул в связи с объединением театров «Сфера» и «Эрмитаж». Их решили слить без каких-либо на то видимых причин и оснований, пожалуй, только по территориальному принципу. Действительно, оба театра находятся в саду «Эрмитаж». Правда, на время реконструкции театр «Эрмитаж» перебрался во временное помещение на Новом Арбате. Но оба театра – самостоятельные, сложившиеся коллективы, каждый со своим представлением о прекрасном. У каждого из двух театров свой репертуар и свой зритель.

Коллектив театра «Сфера», понимая, что может быть поглощенным, записал видеообращение к мэру Москвы Сергею Собянину, в котором попросил его лично разобраться в ситуации с объединением этого театра с театром «Эрмитаж».

«Наш театр абсолютно уникальный по своей форме. Поколение москвичей выросло на любви к нашему театру и связи с ним. При этом наш театр является успешным, стоящим на позициях русской реалистической психологической прозы. Для нас объединение означает уничтожение», - заявили актеры.

Одновременно у театра «Сфера» появился мощный защитник – актер-депутат Дмитрий Певцов. И уже выдвигаются аргументы о разной стилистике театров - упоминается, что «Сфера» придерживается «традиционного» театрального языка, а «Эрмитаж» - модернистской эстетики. Пока ситуация с театрами «Сфера» и «Эрмитаж» неопределенна.

Не менее скандальной обещает быть и ситуация с объединением театров «МОСТ» (молодежный студенческий театр) и театром Моссовета. Понимая, что МОСТ будет поглощен, его руководство тоже начало предпринимать отчаянные усилия, чтобы этому воспрепятствовать. Так, в распоряжении нашей редакции находится Обращение директора «Московского открытого студенческого театра» Ирины Большаковой. В нем, в частности, приводятся такие аргументы:

«Академический профессиональный театр и молодёжный театр, обучающий одарённых студентов непрофильных вузов и из них формирующий талантливую, уникальную труппу, не совпадают ни по целям деятельности, ни по условиям организации труда, ни по графику рабочего времени. Стало очевидно, что Театр МОСТ в составе Театра Моссовета – это лишнее звено, и оно рано или поздно будет исключено. Ведь потеряв юридическое лицо, став «структурным подразделением» Театра Моссовета, бывший театр будет лишён права принимать принципиально важные для его сохранения и развития решения… И возникает закономерный вопрос: а ради чего это делается? Ради какой цели приносится эта жертва? Ради экономии средств? Но по финансовой эффективности Театр МОСТ находится в числе самых успешных театров".

Однако в театральной среде есть и другие мнения.

«Если говорить о театре МОСТ, то какие известные премьеры режиссера Евгения Славутина мы видели за последние годы? Не слышал ни об одной. В Театре Киноспектакля тоже о премьерах не слышал. Театр, если он что-то делает, он стремится показать это профессиональному сообществу. Вот Театр у Никитских ворот показывает премьеры регулярно, и никому не придет в голову его закрыть или присоединить», - считает ректор ГИТИС Григорий Заславский.

Примечательно, что пока театры разбираются в своих внутренних проблемах, мнением зрителей не поинтересовался никто. Впрочем, в соцсетях сторонников или противников процесса слияния театров из числа зрителей тоже пока не заметно.