Ирина Мишина
«26 октября 1932 года к причалам Коломенского пришвартовались баржи. На них были люди — заключённые Дмитлага, самого большого лагеря в составе ГУЛАГа. Они должны были принять участие в строительстве канала имени Москвы. По общему количеству народа, на период 1932–1933 годов я насчитал от девяти до десяти тысяч. Официальная статистика ОГПУ-НКВД говорит нам о том, что на период 1933 года, самого тяжёлого и самого страшного года, погибло 16% работавших», - пишет в своей статье «Украденная история» местный краевед Андрей Дворников.
Он же организовал сбор подписей за установку памятника погибшим во время строительства канала, и 23 апреля установил Крест в их память. «Установлен он был рядом с бывшим лагерем священников, где без упокоения лежат сотни мучеников Дмитлага», -написал в своем Телеграм-канале активист. Как нам сообщили в ОВД «Нагатинский затон», на г-на Дворникова был составлен протокол за мелкое хулиганство. В соцсетях поспешили преподнести эту историю как нападки на православие.
Почему же был демонтирован этот крест? Ведь на сайте Управы Нагатинский затон есть даже сообщение о собрании по поводу установки этого памятника. Цитируем: «Жители Нагатинского затона, представитель управы района, а также отец Алексий из храма преподобного Алексия, человека Божия в Садовниках собрались 18 октября 2018 года , чтобы обсудить судьбу памятника репрессированным строителям в Доме культуры «Нагатино». На встрече присутствовало около 50 человек, которые решили, что необходимо увековечить память о погибших строителях района, узниках Дмитровского исправительно-трудового лагеря. Ведь многие дома района построены их руками».
Справедливости ради надо сказать, что мнения тогда разделились, и нагатинцы выдвинули много разных предложений по установке памятника. Установка памятника — это вообще дело не быстрое, требующее согласований и финансирования. Но лёд, можно сказать, тронулся.
«История канала имени Москвы полна как героических, так и трагических страниц. Во время совещаний в Управе и круглых столов в Совете муниципальных депутатов было высказано мнение, что ставить только крест на этом месте – значит отразить историю строительства канала не полностью. К тому же помимо православных в строительстве канала участвовали представители других конфессий. Высказывались мнения и о неуместности креста в связи с тем, что рядом – пляж, детские площадки, прогулочная зона. Для того, чтобы помянуть погибших во время строительства, рядом есть несколько церквей в шаговой доступности. Началось обсуждение, было предложено несколько проектов. Совет муниципальных депутатов их утвердил и послал согласно действующему закону в комиссию по монументальному искусству при Мосгордуме. Однако, наш проект прислали на доработку. Предложенные проекты были выставлены на всеобщий доступ, жители могли их оценить и высказать свое мнение. Но г-н Дворников не соглашался ни на что, кроме своего проекта. Всех, кто был против, он называл сталинистами. Его крест, установленный в канун Пасхи, никто не разрушал, его отнесли в Нагатино-Садовники, где он и находится сейчас. Его поступок мы расцениваем как провокацию», - заявила «НИ» глава аппарата Совета муниципальных депутатов Нагатинского затона Елена Кокурина.
Тут, казалось бы, можно поставить точку, но возникает один вопрос. Как нам сообщил установивший демонтированный впоследствии крест активист Андрей Дворников, он не исключает своего участия в предстоящих скоро выборах муниципальных депутатов района. Если он ничего не знал о процедуре установки памятников в Москве, возникает вопрос о компетентности потенциального мундепа. Самопиар на религиозной теме и на сталинских репрессиях, тем более в Пасху, – беспроигрышный ход . Но вот в с точки зрения знания городского законодательства такой кандидат в муниципальные депутаты вызывает сомнения.
История строительства канала имени Москвы действительно полна трагических страниц, о которых знают не все. Говорить об этом необходимо. И тут возникает вопрос к местным властям, прежде всего к Управе района Нагатинский затон, и в частности к ее главе Ирине Петровне Джиоевой. До общения с нами г-жа Джиоева не снизошла, передав через помощника, что об установке памятника «ничего не знает». Как глава управы может не знать о резонансном задержании и незаконной установке памятника в своем районе, большой вопрос. Но тот факт, что с местными активистами Управа не считает нужным работать, очевиден. Ведь если бы краеведу Андрею Дворникову был разъяснен порядок установки памятников в городе, скорее всего инцидента бы не произошло. Но почему-то об этой процедуре и ее тонкостях гражданин первым узнает от «Новых Известий».