Экспертный опрос "НИ": как санкции влияют на рынок труда в России

25 апреля 2022, 13:52
Экономика и деловой климат в России меняется ежедневно - новые пакеты санкций подсыпают соль на раны. По официальным данным, ожидается снижение ВВП на 8%, инфляция - в пределах 20%. Реальные показатели могут быть иными. Неизбежно трансформируется рынок труда. Каковы ключевые "кадровые вопросы" в санкционной реальности

Юлия Сунцова, Наталья Сейбиль

Об этом "НИ" поговорили с рекрутерами, HR-специалистами, карьерными консультантами.

Спрос на вакансии растет, предложение падает. Число резюме, поданных с начала 2022 года по 10 апреля выросло на четверть (+ 26%), число же вакансий в этот же период уменьшилось на 13%. Такой расклад сохранится в ближайшем будущем, полагают эксперты. Это заставит людей крепче держаться за свои места. В период турбулентности большинство выбирает стратегию синицы в руке.

- Вакансий стало меньше, относительно начала года падение на 13%. По поданным резюме - обратный процесс - рост на 25%. За последние три-четыре недели статистика замерла в этих пропорциях. До того падение продолжалось с начала марта несколько недель подряд. Цифры тревожные, но пока не критичные. Конечно, из-за дисбаланса между резюме и предложениями работодателей конкуренция между кандидатами усиливается. За последний месяц мы скакнули с 4 человек на одну позицию до почти 6. Это достаточно большое значение, - говорит руководитель службы исследований компании «HeadHunter» Мария Игнатова.

Кто пострадал больше остальных

- Самые большие проблемы сейчас у обрабатывающих отраслей, машиностроение, в том числе. Когда нет возможности заменить импортные комплектующие, как будут люди продолжать работать? Люди будут сидеть в основном не неполной занятости. Большие риски в многочисленном секторе услуг. Здесь нет понимания, какие меры поддержки будут работать, насколько они перекроют инфляцию, а доходы падают. Второе - продукции на рынке всё меньше. Еда есть, но продовольственные товары сокращаются. То, что сектор услуг будет сжиматься – это точно. На неполную занятость они перейти не могут, - говорит экономико-географ, профессор МГУ Наталья Зубаревич.

Достаточно серьезное снижение по числу вакансий у логистов, специалистов по закупкам, административного персонала, страховщиков. В промышленности, металлургии переходят на неполную занятость. Значительно упал спрос и на специалистов, которые специализируются на поиске специалистов - это кадровые службы, эйчары.

- У авиации очень большие угрозы. Часть лётного состава работу потеряет. Но расширится потребность в технических сотрудниках, которые должны обеспечить консервацию воздушного флота, - говорит профессор, директор центра креативной экономики НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина.

В туризме падение в пределах 20-40%. Выправить ситуацию объективно сможет переориентация на туризм внутренний. За пандемийный период он вырос, большие шансы, что будет он расти и сейчас - людям некуда деваться, и они будут тратить деньги на отдых в России.

Сложно высшему звену - владельцам бизнеса, директорам, топ-менеджерам. Им всегда сложнее искать работу, среднее время поиска нового места - полгода. Текущая ситуация с приостановкой деятельности многих иностранных, да и отечественных компаний удлиняет этот срок. Дополнительным препятствием становится ужесточившаяся конкуренция.

- Компании, которые приостановили свою деятельность в России, в большинстве своем о полном уходе не объявляли и сотрудников своих, в том числе топ-менеджмент, не увольняли. Сотрудники в той или иной форме числятся в штатах, продолжают получать зарплату, но такое положение действует до 31 мая, а вот что будет после - вопрос. Рынок действительно стал турбулентным. Компании прямо сейчас вроде бы и на плаву, но множество проектов закончатся к лету, по инерции, и тогда нужно будет начинать новый этап в условиях санкций. Вот тогда картина будет понятна во всей глубине. Да, люди, оказавшиеся в подвешенном состоянии, откликаются на предложения. Мы видим рост, резюме обновляет каждый четвертый. Но это скорее прощупывание рынка, своей востребованности на нем, больше похоже на эмоциональную реакцию, спровоцированную состоянием напряженного ожидания, - подчеркивает представитель "Хедхантера".

Топовых вакансий будет меньше по той причине, что рынок завис в ожидании. Работодатели не хотят делать резких движений и увольнять тех, кто есть. Сейчас они пересматривают стратегии развития с оглядкой на санкции, новую логистику и нюансы международного сотрудничества. Ключевой вопрос для всех - а стабилизация наступить или теперь всегда так будем жить, как сейчас? - комментирует эксперт по рекрутингу, карьерный консультант Ильгиз Валинуров:

- Как раз сегодня у меня прошли две встречи - Zara и Ikea, например, хотя и заявляли про уход, продолжают работать. По моим ощущениям, как минимум, 50% компаний, объявивших уход, вернутся в течение года в случае разрешения геополитической напряженности. Вот на этот позитивный сценарий они всё еще своих топ-менеджеров придерживают. Говорить, что на рынке оказалось большое количество руководителей нельзя, массовых сокращений пока нет. Другая ситуация - крупнейшая пивоваренная компания в мире AB InBev заявила, что уходит из России. Но заводы в один день не остановишь, поэтому зарплаты сотрудникам продолжают платить. Параллельно с завершением производственных циклов начинается передел собственности. Перепродать бизнес могут частным инвесторам, конкурентам - и здесь не закрытие предприятия происходит и не национализация, а обычная продажа активов. Зачастую управленческие команды этих предприятий, пусть и с какими-то кадровыми перестановками, переходят на работу к новым владельцам, - поясняет эксперт.

Болезненная тенденция - потеря интеллектуального бизнеса. Уходит аналитика, консалтинг, финансы, IT. Небольшую часть российских специалистов ушедшие зарубежные компании забрали с собой. Но бОльшая оставшаяся часть теперь оказались вне конкурентного поля, что автоматически отрезает этих сотрудников от встроенности в систему с динамично развивающимися технологиями и навыками.

- Высвобождаются специалисты с наиболее высоким человеческим капиталом. Это наиболее мобильная группа с точки зрения поиска работы, и она оказывается в мире схлопывающихся возможностей. Им будет очень трудно. Да, поддерживаю - основная тяжесть этого кризиса ляжет на плечи среднего класса. Малообеспеченные семьи получают господдержку. Семьям со средним доходом придётся решать свои проблемы самостоятельно, - говорит Татьяна Абанкина.

Госкомпании и в мегаполисах, и в мелких городах по-прежнему остаются "островками безопасности", куда идут за стабильностью. Зарплата скромная, как и раньше, но соцгарантии - железные.

- Говорить, где сейчас более безопасно, а где менее - сложно. Да действительно, бюджетники, госслужащие, госуправленцы, может быть еще работники сельского хозяйства менее уязвимы перед кризисными явлениями. И производство, и торговля, и строительство, и транспорт, и туризм, очевидно, пострадают больше. Механизмы влияния на получение поддержки кардинально разные, - говорит профессор, ведущий научный сотрудник, директор центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

По результатам опроса исследовательского центра "Зарплаты.ру", 44% специалистов, занимающихся сейчас интеллектуальным трудом, готовы в случае потери работы заняться физическим трудом, освоить рабочую специальность.

- Не похоже на правду. Физический труд, конечно, востребован всегда - водители, грузчики, строители, разнорабочие, пекари. Но нужно понимать, что для того, чтобы интеллектуальный работник превратился в рабочего на заводе ему все равно хоть немного, но нужно учиться. Готов ли он переучиваться на рабочего - большой вопрос. Сильно сомневаюсь. Интеллектуальный труд выше оплачивается и там больше возможностей, и контингент коммуникации разный совсем. Сегодня юристы, бухгалтера, журналисты, айтишники могут работать из любой точки мира - пойдут они к станку? Разве что ради эксперимента, дауншифтинга и ненадолго, а не так, чтобы из профессии ради этого уйти, - говорит Ильгиз Валинуров.

Вместе с тем, значительно увеличилась доля тех, кто ради гарантированного трудоустройства готовы снизить свои зарплатные ожидания. С февраля цифра подросла с 25-35% до 45%. Но на эти изменения люди готовы в пространстве своих же рабочий позиций. Переориентация на рабочие профессии людей интеллектуального труда может замаячить в отделенной перспективе, всё зависит от того, сколько людей окажутся свободными на рынке, подчеркивают эксперты.

От наших читателей поступил вопрос по теме. Может ли нараставшая и до спецоперации демографическая яма как-то скомпенсировать другую появившуюся проблему - безработицу, обусловленную санкциями и уходом из России иностранных компаний и в целом экономическим спадом?

Отвечает независимый демограф Алексей Ракша:

- Как нынешняя демография влияет на безработицу? Экстренный отток как высококвалифицированной, так и иностранной рабочей силы и вхождение в работоспособный возраст малочисленных поколений нулевых годов рождения, безусловно, понижают уровень безработицы в стране. Но повышение пенсионного возраста и приток беженцев из Украины уровень безработицы повышают. В целом печальная экономическая ситуация перевешивает все эти факторы.

#Минтруд #Рынок труда #Экономика #Новости #Санкции #Безработица #Вакансии #Специальная военная операция России в Донбассе #Опросы
Подпишитесь