«Для мира действительно отменить Россию гораздо тяжелее, чем отменить Иран.
Да и Иран, в общем-то, до конца никто не отменял. Всё равно там какое-то сотрудничество есть, он не настолько закрытый был, как Северная Корея.
Есть несколько причин, по которым сделать это сложно.
Первая причина – это размер. Просто география.
Вторая причина – это то, что российская экономика, да, она составляет всего 2 % от мировой, но это всё равно больше, чем иранская.
Третья причина – это военная мощь. Место в Совете безопасности. Всё равно от этого никуда не денешься.
Но есть и аргументы с другой стороны. Количество санкций намного больше против России. Но в этом многое от влияния на общественное настроения, психологический есть элемент. Есть гораздо более существенные вещи – отрыв России от новых технологий.
Но в том же самом Иране, например, придумывают кучу затейливых «зеркал» - свои варианты соцсетей, свои варианты ютуба, свои платёжных систем.
Главная проблема в том, что после вот этого болезненного первого периода – год, условно, наступает адаптация. А когда наступает адаптация – снижается мотивация к возвращению к старой норме.
Грубо говоря, «ну, чего отменять-то – и так научились жить». Это с той стороны.
А с нашей стороны – тоже. Конечно, под санкциями жизнь есть.
Но это будут серьёзные экономические проблемы, ни о каком технологическом рывке речи не будет, это вымывание среднего класса.
А Россия, в общем, это городская страна, это страна городского общества.
Проблема ведь не в том, что у вас не будет L’oreal или Аpple pay. Дело в том, что вот этот средний и высшая часть среднего класса – это та часть общества, которая является драйвером развития, модернизации и экономического развития, в том числе».
Целиком видео с участием Кузнецова можно посмотреть здесь.