Как известно, с 28 апреля Индонезия решила запретить экспорт пальмового масла на фоне нехватки этого продукта внутри страны, сообщает газета Nikkei. Президент Индонезии Джоко Видодо заявил в пятницу, что запрет вводится на неопределенное время.
Индонезия является для России партнером номер один по импорту этого вида продукции. В 2021 году объем поставок пальмового масла из Индонезии превысил 1 млн тонн.
Кстати, Малайзия, которая вслед за Индонезией тоже останавливает поставки пальмового масла в Россию, занимающая второе место по объему экспорта его в Россию, поставляет в нашу страну всего 6,3 тыс. тонн этого сырья.
Теперь интересно будет теперь наблюдать за ассортиментом и ценами на молочную продукцию. Наверняка, какие-то оперативные запасы пальмового масла есть на складах, и вероятно, их хватит на два-три месяца. А вот далее все будет зависеть уже от решений, которые будет принимать правительство Индонезии.
Все российское оборудование, по словам экспертов, закуплено в Швеции и Бельгии именно под «пальму» и ни с каким другим сырьём работать не может. Но теперь другие «сепараторы-пастеризаторы-сыроварни» и прочие абсолютно недоступны из-за санкций.
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян считает, что эта ситуация симметрична тому, что произошло в 2010 году, когда из-за жестокой засухи Россия ввела эмбарго на экспорт зерна. Тогда этот запрет ударил по странам, зависящим от российских поставок — главной из которых был Египет. В итоге, уже через три месяца там вспыхнули беспорядки, завершившиеся через полгода крахом режима Мубарака: «Россия крайне зависима от поставок пальмового масла. Проблема в бедности населения, которое не может позволить себе нормальную еду, а потому вынуждено покупать ядовитые суррогаты, основу которых как раз и составляет пальмовое масло. Это реальная проблема, так как в случае дефицита пальмового масла мы не станем есть более здоровую пищу. Мы станем есть такую же отраву, но гораздо более дорогую. «Нормальная» же еда подорожает еще сильнее…»
Другой аналитик, Алексей Рощин и вовсе называет ситуацию «крахом»: «Крах в буквальном смысле - всей отечественной пищевой промышленности, единственной более-менее успешно работающей отрасли в РФ. Потому что если не "пальма" - то что?? Что, я вас спрашиваю?! Чем они будут нас, горемычных россиян, теперь кормить?!
Только не надо говорить, что теперь с горя нас завалят натуральным сливочным маслом и настоящим творогом, не говоря уж про всякие "творожки". Этого, понятно, не может быть, потому что этого не может быть никогда. В России попросту нет столько коров и столько молокозаводов, чтобы поить 145 млн. рыл натуральным молоком (и мёдом, хочется добавить). ПРОСТО НЕТ. (…) Если теперь «пальму» изъять - что останется? Чем они его станут заменять - денатуратом? Ослиной мочой? Но у нас ведь и ослов столько не наберется! Возможно, придется выращивать пальмы самим - в Крыму они вроде растут... Но придется тогда засадить весь Крым пальмами - а отдыхать где?!»
С другой стороны, не исключено, что аналитики ошибаются в своих прогнозах. Известно, что события в Украине положительным образом сказались на экономике Индонезии, пишет Bloomberg, поскольку мировые цены на три важных статьи экспорта страны: металлы, уголь и пищевое (пальмовое) масло выросли. В марте экспорт Индонезии вырос на 44% год к году до $26,5 млрд при положительном сальдо в $4,5 млрд - выше всех прогнозов. Экономисты уже прогнозируют, что Индонезия сведет бюджет этого года с дефицитом в 0,5% вместо запланированных 1,9%. Видимо, именно из-за возросшего объема экспорта пальмового масла и вынуждено было правительство Индонезии временно приостановить его. И вряд ли есть сомнения в том, что эта страна возобновит экспорт ценного сырья, и скорее всего, это произойдет до того, как оно исчезнет со складов России. Так что волноваться, пожалуй, рано.