Сергей Баймухаметов
Немногие знают и помнят о совершенно особом положении прокуратуры в структуре государства. Она не входит ни в одну из ветвей власти и, по законам РФ, осуществляет контроль за всеми ветвями власти.
«Новые Известия» уже писали, что 6 апреля в Госдуму был внесен законопроект, наделяющий Генеральную прокуратуру правом закрыть любое российское СМИ - без следствия и суда. Рассмотрение в первом чтении назначено на 18 мая.
О том, что положения законопроекта противоречат Конституции РФ и отдельным законам - сказано уже многими юристами, публицистами.
Поэтому остановимся на том, что широко не известно - на задачах, правах, полномочиях прокуратуры, на ее статусе. В массовом сознании прокуратура воспринимается исключительно как карательный орган, сторона государственного обвинения в судебных процессах. На самом деле, это лишь одна сторона медали.
В СССР прокуратура была еще и… защитницей граждан, мечом карающим для государственных служб. В государственных структурах, в том числе и прежде всего в силовых, действовали с постоянной оглядкой на прокуратуру.
Приведу самый что ни на есть обыденный пример из жизни милиции 1966 года, в далеком провинциальном городе. Мальчишкой еще работая в уголовном розыске, я пришел к гражданину, которого подозревали в причастности к делам неблаговидным. Вроде просто поговорить, побеседовать на некие темы. Он жил в одноэтажном заводском доме на четыре квартиры, с общим коридором. На стук в дверь не ответил. Соседи сказали, что, наверно, спит пьяный, с ним часто такое бывает, но я могу войти, разбудить, дверь у него никогда не запирается. Я, по глупости и неопытности, вошел. Никого там не было. Постоял, осмотрелся, вышел. Вот и все, пустяк, не стоящий упоминания, так ведь?
Но мой шеф, старший оперуполномоченный городского угрозыска Николай Тетеркин, устроил мне разнос: «Ты что, совсем не соображаешь?! На глазах у соседей! Нас же под прокуратуру подведут!»
В частности, любые улики, что могли быть обнаружены при потенциальном обыске, прокуратура могла опротестовать. А меня - привлечь к ответственности за незаконное вторжение. И, разумеется, с выговорами начальнику городского угрозыска и начальнику горотдела милиции. Реакция Тетеркина - свидетельство, что с этим тогда не шутили.
Официальный статус, задачи и полномочия прокуратуры в РФ остались теми же, что в СССР. Другое дело, что в обществе о них почему-то мало знают. Видимо, практика такая не часто встречается. А в основополагающие законодательные акты заглянуть не удосуживаемся.
Прокуратура – особый орган в системе государства. Она, по теории, общему замыслу, двуедина. И карает, и защищает.
И потому давайте внимательнее вчитаемся в текст официальных документов.
Статья 129 Конституции РФ и статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» гласят (http://kremlin.ru/acts/constitution/item#chapter7):
«Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции».
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - обязанность, долг прокуратуры.
Читаем дальше.
«В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина <…> прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов».
То есть прокуратура во имя прав и свобод всех граждан следит за действиями всех органов власти, может и обязана привлекать их к ответственности за нарушение наших прав и свобод.
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в «Комментарии к Конституции Российской Федерации» пишет:
«Из содержания Конституции следует, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти». (М.: Эксмо, 2010)
Развивая тезис Зорькина, юристы заключают:
«Прокуратура представляет собой самостоятельный централизованный федеральный орган. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и, по законам РФ, осуществляет контроль за всеми ветвями власти.
И потому законопроект, внесенный в Госдуму, ставит перед прокуратурой неразрешимые задачи.
Во-первых, если она начнет закрывать СМИ без суда и следствия, то нарушит и Федеральный закон о печати, и Конституцию РФ:
Каждому гарантируется свобода мысли и слова. <…> Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. <…> Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Во-вторых, свобода слова, свобода СМИ - неотъемлемая составная часть основополагающих прав и свобод человека. Если прокуратура начнет закрывать СМИ без суда и следствия, она нарушит права и свободы человека, которые призвана охранять. Тем самым - нарушит Конституцию РФ и Федеральный закон о самой себе:
«Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека».
Таким образом, законопроект № 101646-8 ставит прокуратуру в двусмысленное, безвыходное положение.