Аналитики и эксперты расходятся во мнении, будет ли дефолт в России, хотя и не исключают, что возникшая ситуация отразится на жизни простых россиян.
Если заемщик не способен погашать вовремя свои платежи, как по процентам, так и по основному долгу, то это называется дефолтом. В отношении государства это означает, что правительство не смогло в установленные сроки заплатить по имеющимся обязательствам.
Когда речь идет о внутреннем дефолте, то это значит, что государство не смогло заплатить по обязательствам у себя в стране: перед банками, инвесторами, гражданами. Такая ситуация уже возникала в России в 1998 году: тогда РФ не смогла выполнить платежи по внутренним краткосрочным облигациям. Это привело к крупному экономическому упадку: резко обесценился рубль, большинство финансовых организаций объявило себя банкротами, из-за чего и люди потеряли свои деньги.
Сейчас ситуация несколько иная: государство может платить по внутренним долгам, но возникают сложности с уплатой по внешним. Причем у России достаточно средств, чтобы оплатить внешний долг, но возникают трудности с технической стороной процесса. То есть из-за введенных Западом санкций Центробанк не может использовать для платежей по внешним обязательствам свои золотовалютные резервы.
Ряд западных рейтинговых агентств из-за блокировки российских резервов в начале марта понизил суверенный рейтинг России до «преддефолтного состояния». Однако в начале апреля Россия сумела расплатиться по облигациям перед США, но не в валюте, а в рублях.
Платежи в рублях могут быть сочтены нарушением условий контракта и тогда они приравниваются к техническому дефолту. Но российское правительство считает, что расчеты в рублях не являются причиной для объявления дефолта, поскольку РФ выполняет все свои обязательства по долгам.
Дмитрий Дорофеев, аналитик УК «Альфа-Капитал»:
«Я допускаю, что уже в мае будет дефолт. По факту Россия погашает государственный долг в рублях, но это может быть воспринято как нарушение обязательств. В этой ситуации уже через месяц может быть объявлен со стороны Запада полноценный дефолт».
На начало 2022 года весь долг России по внешним обязательствам составил 478 миллиардов долларов. Сюда входят в числе прочего:
Сейчас ситуация обострилась из-за выплаты евробондов и долларовых облигаций. Фактически Россия имеет достаточно резервов для покрытия долгов — порядка 643 миллиардов долларов, поэтому вполне готова платить по всем обязательствам.
Из-за блокировки международных золотовалютных резервов странами ЕС, Канады, США и Японии Россия потеряла техническую возможность делать платежи по своим внешним долгам. Под заморозку попало порядка 300 миллиардов долларов из всего валютного резерва России, и в Центробанке почти не осталось источников валюты.
Сейчас в России основными источниками валюты являются выручка от экспорта газа и нефти и накопления россиян на счетах в инвалюте. Этих источников вполне хватает, чтобы уплатить по внешним обязательствам, но правительство решило в нынешних санкционных условиях нецелесообразным тратить имеющуюся валюту на погашение долгов недружественным странам.
Поэтому российский лидер Владимир Путин разрешил выплачивать недружественным странам валютные долги в национальной российской валюте, и в начале апреля Россия расплатилась с США рублями.
В настоящее время Россия выплачивает внешним кредиторам обязательства по 15 евробондам и долларовым облигациям. Они выпущены под различные условия, и только шесть из них позволяют РФ расплачиваться в других валютах, в том числе и в российских рублях.
То есть если Россия станет платить рублями по всем своим внешним обязательствам, то высока вероятность технического дефолта.
Максим Осадчий, глава аналитического отдела банка, рассказал ngs24.ru:
«По указу президента российские эмитенты могут выплачивать свои иностранные долги в отечественной валюте. При этом нерезиденты должны открыть счета в российских банках, куда и будут перечисляться средства. Такая перспектива вряд ли придется по вкусу иностранным инвесторам. По сути, возникает ситуация: мы платим, но на несколько других условиях. Поэтому такая картина может расцениваться как дефолт, поскольку, по сути, есть нарушение условий по выплатам».
Если у заемщика есть средства на оплату обязательств, но в силу технических причин он не может этого сделать, то это называется технический дефолт. В этом случае заемщику дается месяц на исправление ситуации.
Юлия Вымятнина, кандидат экономических наук, рассказала изданию e1.ru:
«Дефолт называется техническим, поскольку государство, по сути, является платежеспособным, но не может совершить выплату в силу сложившихся обстоятельств. У России есть все ресурсы на погашение долгов, но заморозка активов Центробанка исключила техническую возможность платить в валюте. А рублевые расчеты могут счесть нарушением условий контракта. В этом случае дается месяц на устранение технического дефолта. Если в этот период не найдут возможность заплатить в оговоренной условиями контракта валюте, то за этим следует признание суверенного дефолта».
Объявление дефолта вызовет массу негативных последствий для страны. Россия теряет иностранных инвесторов, что чревато сокращением социальных расходов в бюджете по всем направлениям.
Для обычных россиян это грозит:
Однако в условиях западных санкций эти явления в России уже начали проявляться и без всякого дефолта. Эксперты предполагают уровень годовой инфляции до 18-20%, и это по самым оптимистическим прогнозам. В то же время другие аналитики видят в ситуации и положительные моменты: в стране начинает развиваться импортозамещение и собственные предприятия.
Кристалина Георгиева, распорядитель МВФ:
«Объявление дефолта для России зависит от ряда обстоятельств, в том числе от санкций, продолжительности спецоперации на Украине, возможности погашать платежи по внешним долгам. Но антироссийские санкции уже толкнули экономику РФ в глубокий рецессионный период».
Аналитики расходятся во мнении, наступит ли в России дефолт и чем он грозит простым россиянам. Одни считают, что объявление дефолта — это нагнетание ситуации и часть информационной политики Запада. Другие уверены, что дефолт в России уже наступил и экономика развивается по негативному сценарию.
Константин Селянин, экономист, сообщил изданию ngs24.ru:
«Некорректно сравнивать дефолт девяностых и нынешнюю ситуацию. Сейчас Россия имеет все необходимые средства для выплаты по своим обязательствам, даже несмотря на заморозку золотовалютных резервов и введенные санкции. Другое дело вопрос — будет ли хуже обычным российским гражданам? Объявление дефолта ведет к тому, что зарубежный бизнес отказывается инвестировать в Россию, опасаясь известных рисков. Дальше всё идет по цепочке: нет инвестиций, нет новых компаний и предприятий, а значит, не создаются рабочие места. То есть безработица и снижение уровня жизни».
В то же время эксперты считают, что есть риск внутреннего дефолта из-за высокой закредитованности населения. Сейчас россияне получили возможность оформить кредитные каникулы. Но эта мера действует до конца сентября. Однако доходы людей падают, и не факт, что кредитоспособность россиян улучшится к осени.
Максим Мамарыгин, экономист, сообщил e1.ru:
«Я думаю, что Соединенные Штаты будут давить на то, чтобы объявить нам дефолт. Объявление России банкротом ударит по всему отечественному бизнесу, сделает его сложным и дорогостоящим. Разумеется, это отразится и на жизни обычных россиян. Чем хуже будет уровень жизни, тем выше вероятность бунтов».
Эксперты считают, что объявление России банкротом не выгодно странам ЕС, в отличие от Соединенных Штатов. Рынок Запада уже лихорадит от жестких санкций, и Евросоюз попытается снять их при первой возможности, чтобы восстановить экспорт металла, продовольствия, удобрений, энергоносителей из России.
Игорь Липсиц, профессор Высшей школы экономики, сообщил ngs24.ru:
«Сейчас дефолт связан не с плохим состоянием российской экономики, а с геополитической ситуацией. Мы оказались отрезаны от всего мирового рынка санкциями, потеряли контакты и ресурсы, доступ к зарубежной банковской системе. Россия стремительно превращается в государство, которое экономически замкнулось на себе — по подобию Северной Кореи. Такой стране терять почти уже нечего, поэтому дефолт сам по себе уже и не вызывает опасений. Но вся ситуация скажется на каждом из нас: снижение поступления валюты в страну, обесценивание рубля и, как следствие, повышение цен на все импортные товары и компоненты для производства отечественной продукции. Мы ведь кур растим из зарубежных эмбрионов, хлеб выпекаем на импортных смесях. Всё это отразится в конечном итоге на розничных ценах, а на фоне обесценивания рубля картина получается печальная».
Некоторые аналитики полагают, что на россиянах последствия объявления дефолта скажутся не сразу. Но уже к концу нынешнего года — началу следующего ситуация в экономике обострится.
Эдуард Матвеев, финансист:
«Россия не допускала такой ситуации с выплатой по валютным обязательствам с царских времен — с 1918 года. Сейчас первый платеж в рублях удалось провести, но в последующих уже отказано. Позиция Запада понятна: представьте, вы заняли несколько тысяч рублей, а отдать долг не можете, потому что ваш счет заморозили. И вы вместо денег отдаете мешок картошки. Но картошка — это не валюта. Это и есть дефолт. Но само объявление дефолта на обычных людях явно не отразится. Всё худшее уже случилось: российская экономика провалилась, и здесь скорей дефолт — следствие ухудшения ситуации, а не причина».
Ряд экспертов выдвигает оптимистические прогнозы: все негативные последствия уже заложены санкциями, поэтому государство заранее предприняло меры по стабилизации ситуации. В течение ближайших месяцев истерия от наложенных санкций начнет спадать, россияне станут меньше скупать валюту, а правительство обязало отечественные компании стабилизировать стоимость продукции.
Артем Поломошнов, экономист:
«Самое худшее с точки зрения введения санкций мы уже пережили. Помимо экономических нюансов был еще и эмоциональный фон, когда россияне стали скупать валюту и импортные товары. Сейчас экономика начинает приспосабливаться к новым условиям, и я думаю, что месяца за три ситуация нормализуется. Но только при условии, что не будут вводиться другие жесткие санкции. Если страны Запада введут новые ограничения и запреты, то система валютного обращения будет парализована, а это может повлечь девальвацию национальной российской валюты».
Между тем в Правительстве России считают, что для введения дефолта и спада экономики в стране предпосылок нет. Они уверены, что Россия в состоянии отвечать по всем своим обязательствам, как по внешнему, так и по внутреннему долгу.