Иван Петровский
Напомним, что вокруг законопроекта возникло немало споров и опасений по поводу будущего озера Байкал и связанными с ним природными охранными территориями.
6 апреля Госдума приняла в первом чтении проект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», который вызвал критику экологов. В Greenpeace прямо заявляли, что если законопроект примут, то двойственное толкование его требований позволит в заповедниках, национальных парках и федеральных заказниках строить без экологической экспертизы, а на Байкальской природной территории можно будет рубить лес не только для расширения инфраструктуры БАМа и Транссиба, но и для строительства любой инфраструктуры, в том числе муниципального значения. Однако огрехи и спорные моменты закона можно было исправить во время второго чтения.
Ровно через неделю, 13 апреля, Комитет Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды выступил против расширения строительства в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
"Текущая ситуация требует ускоренного развития многих отраслей, но не ценой ухудшения состояния окружающей среды и тем более особо охраняемых природных территорий. На это неоднократно обращал внимание глава государства. В том числе при формировании национальных целей. Несмотря на сложности, которые сегодня испытывает наша страна в связи с веденными санкциями, наши приоритеты по улучшению качества окружающей среды остаются прежними. Поэтому депутаты Госдумы и члены Совета Федерации уже подготовили поправки к законопроекту. Они направлены на существенное ограничение строительства инфраструктурных объектов и защиту особо охраняемых природных территорий". - отметил глава комитета Дмитрий Кобылкин.
Похоже, что поправки устроили всех депутатов, которые голосовали за них 19 апреля.
«Возможность преступного толкования закона теперь нейтрализована. Перечень разрешенных к строительству объектов жестко ограничен. Это объекты, которые нужны государству: сетевые, транспортные пути, газопроводы, трубопроводы, социальные объекты.», – заявил зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Георгий Арапов.
«Что теперь самое важное в законопроекте? Никаких дач, коттеджей, гостиниц! Все это остается под запретом. Разрешены будут только инфраструктурные объекты: те, что нужны государству. Кроме того, все эти разрешенные объекты все равно будут строиться с соблюдением всех действующих актов по охране природы, чтобы сберечь нашу с вами экологическую среду. Государственная экологическая экспертиза в таких случаях также осталась», – заверил депутат Арапов.
По его мнению, эко-сообщество России добилось большой победы.
И что важно:учтены были и интересы строителей и железнодорожников.
Так называемый «транспортный» Федеральный закон, действует уже два года - с 31.07.2020 года. В границах Байкальской природной территории он разрешает работы, связанные исключительно с модернизацией и расширением существующих Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей – главных железнодорожных артерий страны, грузы по которым доставляют по всей России, осуществляют импорт и экспорт. В новой редакции ничего не меняется. По-прежнему будет разрешено строительство исключительно объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Строительство других объектов - строго запрещено.
В законе закрепят обязанность Правительства формировать и утверждать конкретные перечни инфраструктурных объектов, для которых будет применяться особый режим согласований строительства.
«В целом, в сложившейся геополитической и экономической ситуации реализация законопроекта позволит существенно (примерно на 1 год) сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, социальной и иной инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением граждан. Именно такое поручение дал Президент несколько дней назад по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ». - заявил Председатель комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов.
По словам экспертов, законопроект не отменяет, а объединяет три экспертизы - государственную, историко-культурную и экологическую – они будут проводиться одновременно в рамках единой процедуры государственной экспертизы.
Перечень документов, сведений, материалов и согласований, которые должен предоставить застройщик, сокращается примерно на 100 позиций.
Увеличивается с 3-х до 10 млн. руб. пороговое значение размера обязательств, когда допускается выполнять строительные работы без членства в СРО. Эта мера позволит поддержать малый и средний строительный бизнес в условиях сложившейся экономической и геополитической ситуации.
Исключается необходимость получения заключения Роспотребнадзора для строительства «ненормируемых» по уровню шума объектов в границах приаэродромных территорий (дороги, инженерные сети). Это ведет к упрощению порядка строительства дорог и инженерных сооружений.
Таким образом, поправки в закон значительно уменьшают административно-бюрократические барьеры.
Юрист, эксперт по вопросам правового регулирования в сфере земельных отношений Юлия Саенко высказалась по итогу всех обсуждений:
– Проект закона наделал много шума. Что вполне логично. Ведь испокон веков людей больше всего пугает неизвестность. Открытый перечень объектов, строительство которых в случае его принятия не будет требовать проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, в том числе в границах особо охраняемых природных территорий – вот что настораживает. Однако уверена, что ко второму чтению законодатель либо предложит исчерпывающий перечень объектов, либо проект закона дополнится отсылкой к подзаконному акту, которым такой перечень будет установлен. Так и произошло.
Депутат Госдумы, член комитета по строительству и ЖКХ Сергей Колунов однозначно подчеркнул:
«От себя лично отмечу, что охрана природы – это важнейшие для нашей жизни направление. Ни при каких обстоятельствах мы не пойдем на компромиссные решения в сторону послабления мер защиты экологии».