Режиссер-документалист Дэвид Рольф требует от Британского музея новых доказательств того, что Туринская плащаница – подделка, сообщает The Guardian.
Католическая и православная церкви почитают кусок льняной ткани, которая хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, как святыню. Хотя их официальные представители никогда не заявляли о том, что это именно то полотно, в которое завернули после снятия с креста Иисуса Христа. Впервые плащаница была упомянута в документах в 1353 году во Франции. Британский режиссер-документалист Дэвид Рольф был одним из тех, кто привлек внимание к реликвии в конце XX века.
45 лет назад он задумал снять о ней фильм. Тогда Рольф еще не был верующим, просто ему показалась увлекательной история. Документальный фильм «Безмолвный свидетель», который он снял, в 1978 году получил премию BAFTA и привлек к плащанице внимание всего света. «В фильме ни в коем случае не утверждалось, что реликвия подлинная, но он задавал вопросы – например, каким образом на ткань попало изображение распятого человека и совпадает ли оно хронологически со временем жизни Христа», – говорит Рольф. Сильнее всего режиссер, по собственному признанию, был впечатлен, когда впервые снял саван на пленку и увидел, что изображение мертвого лица на негативах проступает гораздо отчетливее: «Словно оно было создано в эпоху фотографии».
В середине 1980-х Ватикан, чьей собственностью была плащаница, согласился на ее исследование и датирование при помощи радиоуглеродного анализа. Три лаборатории – Аризонского университета, Оксфордского университета и Федерального политехнического института в Цюрихе –слепым методом и независимо друг от друга изучили образцы и вынесли практически один и тот же вердикт: ткань была изготовлена между 1260 и 1390 годами, то есть плащаница является подделкой.
Однако Рольф и сегодня убежден, что радиоуглеродное датирование дало ошибочный результат. И даже говорит, что у него есть доказательства, подтверждающие это: по информации режиссера, все протоколы тестирования были признаны несостоятельными, однако этот факт был скрыт. Кроме того, образец, использованный для изучения, был слишком мал и взят из угла полотна, который, вероятно, подвергался ремонту в более позднее время, то есть не был аутентичным.
На этой неделе выходит его новый фильм «Кем он может быть?», в котором Рольф утверждает: плащаница вовсе не является явной подделкой, и открытия, сделанные в последние годы, могут это подтвердить. В своей правоте режиссер уверен настолько, что вызвал Британский музей на спор, поставив на кон сумму в 1 миллион долларов. «Если они считают, что плащаница – средневековая подделка, пускай создадут нечто подобное сегодня, – говорит Рольф. – Судя по тем доказательствам, которые я видел, если это и подделка, то это самая хитроумная подделка в истории. И конечно, она датируется эпохой почти 2000 лет назад, когда не существовало таких изощренных методов фальсификации, как в наши дни. Они говорят, что все это дело рук средневековых мошенников. Ну так я отвечаю: если это могли сделать они, то вы и подавно сможете. И если вам удастся, вы получите 1 миллион долларов».
Тем не менее Британский музей пока не торопится включаться в спор. «Любые текущие вопросы о плащанице лучше всего задавать тем, кто в настоящее время заботится о ней в Туринском соборе», – ответили представители музея.