Виктория Петрова
В Россию пришел новый штамм коронавируса - «стелс-омикрон». Им уже поражены почти 60 стран мира. Первые сообщения о «стелс-омикроне» начали поступать в январе из скандинавских стран – Швеции, Дании и Норвегии. Потом пациенты со «стелс-омикроном» появились и в других европейских государствах – Италии, Великобритании и Германии. Потом в Израиле, США и Китае. И вот вирус добрался до России. По данным Роспотребнадзора, сегодня до 80% случаев коронавируса приходится именно на версию BA.2 штамма «омикрон» или, другими словами, на «стелс-омикрон», который оказался намного коварнее и заразнее предыдущих.
Вирус был назван «стелс-омикрон», потому что он мастерски маскируется под сезонные респираторные заболевания, хорошо прячется под типовыми симптомами простуды, и его сложно обнаружить классическими методами ПЦР-диагностики.
Протекает заболевание, вызванное «стелс-омикроном», чаще всего как сезонное ОРВИ. Симптомы те же: температура, кашель, боль в горле, заложенность носа, озноб. Но отличительные особенности «стелс-омикрона» - бессонница, сильная головная боль: вирус активно поражает центральную нервную систему.
У детей он вызывает сильные боли в животе, похожие на приступ аппендицита. И у детей, и у взрослых поражает ЖКТ, вызывая, например, диарею. Традиционные признаки инфицирования коронавирусом – отсутствие запахов, вкусов, потеря обоняния, одышка, затрудненное дыхание и пр. - могут проявиться позже.
«Стелс-омикрон» может давать тяжелые постковидные последствия даже в случае легкой переносимости. Он может вызывать расстройство сердечно- сосудистой системы, давать осложнение на почки, печень, легкие, иметь пролонгированный эффект. И уже очевидно, что случаев тяжелого течения при заражении «стелс-омикроном» достаточно. Вирус традиционно опасен для пожилых людей и пациентов с факторами риска. У пожилых людей после 60 лет одним из потенциальных осложнений может быть развитие болезни Альцгеймера.
Распространяется «стелс-омикрон» довольно быстро, по данным Всемирной организации здравоохранения, в полтора раза быстрее, чем исходный штамм «омикрон». Он на 30-50% заразнее предыдущих штаммов коронавируса. Болеют даже вакцинированные. Схожесть, размытость клинических проявлений COVID-19 и ОРВИ, риск развития тяжёлых инфекционных и постинфекционных поражений органов и систем побуждает к поиску эффективных методов ранней терапии. Установлено: значительная часть пациентов может переносить COVID-19 субклинически (практически без каких-либо проявлений заболевания), что представляет угрозу в эпидемиологическом аспекте.
Сегодня в стационарах при лечении ковида применяют плазму, моноклональные антитела, гормональные препараты, которые могут предотвращать респираторный синдром. Но, по мнению многих специалистов, самую существенную роль в лечении мутаций SARS-CoV-2 играют противовирусные этиотропные препараты. Они же неизменно фигурируют и в рекомендациях Минздрава по лечению новой коронавирусной инфекции, а также применяются амбулаторно.
На случай заражения штаммом «стелс-омикрон» рекомендации самых разных врачей (пульмонологов, терапевтов, инфекционистов, иммунологов) сводятся к одному: чем раньше начать противовирусную терапию, тем быстрее можно выздороветь и избежать госпитализации, тяжелых последствий и осложнений.
Так, по мнению доктора медицинских наук, директора Медицинского института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Огарёва, члена-корреспондента РАН Ларисой Балыковой, эффективность противовирусной этиотропной терапии намного выше, если она назначается в первые 36-72 часа болезни. С ней согласны и другие специалисты.
«Если бы с самого начала, при первых симптомах, больше людей использовало противовирусную терапию, блокирующую вирусную РНК, то случаев тяжёлого течения было бы меньше. Мы сравнивали две группы пациентов: тех, которые в первые 5 дней начинали принимать препарат, и тех, которые отказывались от любой противовирусной терапии. Мы сопоставили госпитализацию у этих пациентов. В первой группе отмечено снижение госпитализации на 43%», - сообщил журналистам доктор медицинских наук, академик РАН, профессор Дмитрий Пушкарь. «Мы взяли этиотропный препарат в минимальной дозе и убедились, что он блокирует вирусную РНК-полимеразу (фермент, обеспечивающий размножение вируса). В результате нарушается процесс размножения вируса, что позитивно влияет на течение болезни. И благодаря этому иммунная система быстрее справляется с заболеванием», - добавил Дмитрий Пушкарь.
Но даже если болезнь «запущена», говорят врачи, и с момента ее начала прошло достаточно времени, лечение противовирусными препаратами начинать важно и необходимо. Во врачебной практике встречались парадоксальные случаи, когда этиотропные препараты помогали победить болезнь даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.
«Мы сталкивались с пациентами, которые поступали в стационар на 11-й, 17-й день болезни. И мы назначали им этиотропную терапию. И в этих случаях она тоже работала. К нам поступила пациентка на 17-й день болезни, ей была назначена комплексная терапия: этиотропная, противовоспалительная и симптоматическая. На фоне проведения такой комплексной терапии была отмечена положительная динамика течения инфекционного процесса, она характеризовалась отсутствием лихорадки на 3-й день и нормализацией показателей крови к 10 дню с момента госпитализации. Также увеличилась сатурация и уменьшились изменения в лёгких по КТ», - рассказала доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой педиатрии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Огарева Лариса Балыкова.
В связи с появлением новых штаммов коронавируса закономерно встал вопрос о новых препаратах, которые способны с ними эффективно бороться. Они, по возможности, должны быть в доступе и, желательно, в аптечке у каждого.
Сегодня врачи выделяют несколько препаратов нового поколения, которые актуальны при лечении штамма «стелс-омикрон». Они же прописаны и в методических рекомендациях Минздрава РФ.
«После долгого выбора и клинических исследований мы пришли к выводу, что сейчас это прежде всего фавипиравир, известный на отечественном рынке как «Арепливир», который возможно использовать как при амбулаторном лечении, так и в стационаре. Этот препарат я бы назвала лидером, и не только потому, что изначально он создавался как прямой противовирусный, т.е. целенаправленно подавляющий процессы жизнедеятельности вируса в организме. Важно, что препарат этот можно использовать как в раннем лечении, так и в постковидный период, если вдруг определится, что вирус в организме продолжает своё разрушающее действие», - говорит доктор медицинских наук, заведующий кафедрой вирусологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава России Елена Малинникова.
«Арепливир» успешно прошел клинические испытания. Через 10 дней после приема «Арепливира» у 44% испытуемых пропадали клинические признаки заболевания, тогда как при стандартной терапии эти признаки уходили всего лишь у 10% больных. 90% принимавших «Арепливир» через 10 дней были переведены на амбулаторное лечение или полностью выздоровели. И при приеме «Арепливира» было зафиксировано минимальное поражение легких вплоть до отсутствия признаков заболевания.
Также в феврале 2022 года в России компанией «Промомед» был зарегистрирован новый противовирусный лекарственный препарат «Эсперавир», содержащий уникальную международно-признанную молекулу молнупиравир, которая действует непосредственно на вирус. Молнупиравир встраивается в РНК вируса, вызывает ошибки в его строении и подавляет способность к размножению. Курс лечения всего 5 дней.
Результаты клинических исследований препарата «Эсперавир» (молнупиравир) доказали его эффективность при терапии у пациентов с COVID-19. Было установлено, что при приеме «Эсперавира» улучшение клинических симптомов наступает уже в первые дни терапии. Также была выявлена высокая степень безопасности препарата, снижение риска госпитализации и ухудшения состояния, в том числе у пациентов с факторами риска.
Клинические испытания подтвердили, что «Арепливир» и «Эсперавир» эффективны при различных мутациях коронавируса (SARS-CoV-2). Кроме того, их активность распространяется и на другие РНК-вирусы, например, грипп и сезонные респираторные заболевания. Оба препарата подавляют размножение вируса, что приводит к его «гибели».
В медицинском сообществе говорят: в связи с тем, что «стелс-омикрон» часто не выявляет ПЦР-диагностика и этот штамм «замаскирован» под сезонные ОРВИ, прием препаратов «Арепливир» и «Эсперавир» можно начинать, не дожидаясь результатов ПЦР-теста. Это позволяет выиграть такое дорогое время. Как следует из рекомендаций Минздрава РФ по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, назначение препаратов этиотропной терапии позволяет избежать тяжелого течения болезни и снизить вероятность развития постковидного синдрома.
Это подтверждают и исследования. «Эти препараты можно назначать ещё до ПЦР-теста. В этом случае большинство пациентов может избежать госпитализации, не говоря уже о тяжёлых осложнениях. Научные исследования, проведённые в нескольких регионах нашей страны, клинически доказали, что раннее назначение противовирусного этиотропного препарата в подавляющем большинстве случаев гарантирует успех в борьбе с COVID-19», - считает доктор медицинских наук, академик РАН, профессор Дмитрий Пушкарь. В общем, в период сезонных ОРВИ на фоне пандемии COVID-19 эти препараты должны быть в аптечке у всех.
Несмотря на то, что пандемия уже более 2-х лет преподносит самые неожиданные сюрпризы, врачи за это время приобрели бесценный опыт лечения пациентов с COVID-19. И важно то, что, несмотря на все факторы влияния, Россия остается флагманом в разработке противовирусных препаратов, которые помогают бороться с самыми тяжелыми и новыми мутациями коронавируса и их последствиями.