Posted 14 апреля 2022,, 15:09

Published 14 апреля 2022,, 15:09

Голый землекоп

Генетики ответили на одну из загадок продолжительности жизни

14 апреля 2022, 15:09
Фото: http://www.pbs.org
Голый землекоп
Крупные размеры тела, как известно, предопределяют долгую продолжительность жизни. Но не всегда: мелкая крыса голый землекоп живет дольше жирафа. Ученые разгадали один из генетических механизмов, стоящих за этим.
Рак

Если люди живут в среднем до 89 лет, то жирафы умирают в 24, а голый землекоп – в 25. Почему? В поисках ответа на этот вопрос исследователи из британского Института Сенгера сравнили геномы 16 видов, и в результате оказалось, что дольше живут животные с более медленной скоростью соматических мутаций, сообщает BBC.

Соматические мутации – это генетические изменения, которые происходят в клетках на протяжении жизни. Большинство из них безвредны, но некоторые провоцируют развитие рака. Существует так называемый парадокс Пето – вопрос о том, почему у более крупных животных, имеющих больше клеток, риск развития рака не выше, чем у мелких.

В новом исследовании исследователи изучили геном 16 млекопитающих с широким диапазоном продолжительности жизни и размеров тела: обезьяны колобуса, кошки, коровы, собаки, хорька, жирафа, морской свиньи, лошади, льва, мыши, голого землекопа, кролика, крысы, кольцехвостого лемура, тигра и человека. У всех видов соматические мутации подчинялись сходным механизмам и накапливались линейно с течением времени. Однако продолжительность жизни оказалась обратно пропорциональна частоте соматических мутаций. Чем чаще в организме происходят мутации – тем короче жизнь. Так, у жирафов частота мутаций составляет около 99 в год, а продолжительность жизни ­– около 24 лет. У мелкого грызуна голого землекопа показатели схожие с жирафьими – 93 мутации и 25 лет. Для сравнения, человек каждый год получает в среднем около 20-50 мутаций.

Тем не менее полученные результаты так не дали ответа на парадокс Пето: генетики не обнаружили связи между частотой соматических мутаций и массой тела. Это говорит о том, что в снижении риска рака у крупных животных задействованы и другие факторы.

Исследование опубликовано в журнале Nature.