Как напомнила газета «Коммерсантъ», накануне президент США Джо Байден во время виртуального саммита призвал индийского премьера Нарендру Моди не увеличивать импорт топлива из РФ.
В конце марта Bloomberg писал, что Москва предложила Нью-Дели нарастить поставки и приобретать нефть за рубли со скидкой. И все равно Индия дала «красный» свет российским поставкам.
Сразу после окончания переговоров агентство Рейтер сообщило, что индийская нефтегазовая компания Indian Oil Corporation исключила российскую нефть марки Urals, эмиратскую Das Blend и американские Eugene Island и Thunder Horse из последнего тендера для ведущего НПЗ Индии. В Нью-Дели поспешили успокоить российских поставщиков: «Байден здесь не при чем, мы исходим из своих национальных интересов». В Москве промолчали.
«Дело, видимо, действительно не в политике», - считает Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. По его словам, Индия потребляет значительное количество разных сортов нефти. В данном случае в России закупили именно малосернистую легкую нефть Urals, которая в определенный период была нужна для конкретных предприятий.
- Индия потребляет в основном дизельное топливо, для производства которого хорошо подходит российская нефть сорта Urals, поэтому страна с высокой долей вероятности продолжит покупать ее отдельно или в составе смесей, - процитировало агентство ПРАЙМ консультанта компании Vygon Consulting Ивана Тимонина.
По мнению эксперта, решение Индии связано со стремлением местных НПЗ увеличить выпуск бензина и нафты. Ожидается, что спрос именно на эти продукты будет расти в стране особенно быстро. При этом с технологической точки зрения для их производства более всего подходят низкосернистые сорта нефти, к которым не относятся перечисленные марки, в числе которых российский Urals.
Тем не менее, Тимонин заметил, что такая тенденция на индийском рынке играет не в пользу ключевого российского сорта.
Однако, как считает эксперт, полный отказ от поставок в страну сорта Urals – маловероятен. На сегодняшний день в абсолютном выражении дизель, высокий выход которого обеспечивает данная марка, по-прежнему является крупнейшим по объемам потребления нефтепродуктом в Индии.
Специалисты отмечают, что поставки Urals возможны как отдельно, так и в составах нефтяных смесей с более легкими низкосернистыми сортами из России, в число которых входят ESPO, Siberian Light, Sakhalin Blend и Sokol.