Posted 13 апреля 2022, 08:45
Published 13 апреля 2022, 08:45
Modified 7 марта, 12:28
Updated 7 марта, 12:28
Александр Сычев
Система предназначена для безопасного обезвреживания бомб на взлетно-посадочных полосах и должна поступить на вооружение осенью 2022 года.
Неразорвавшиеся снаряды, бомбы, ракеты представляют собой очень серьезную опасность во многих странах мира, по которым прокатились войны и вооруженные конфликты. В период с 1965 по 1973 год авиация США под предлогом борьбы с армией Северного Вьетнама устраивала, например, ковровые бомбардировки Лаоса. В этот период на страну было сброшено около двух миллионов тонн боеприпасов, включая 270 млн кассетных бомб. Спустя почти 50 лет после окончания конфликта, они по-прежнему калечат и убивают людей. По данным организации Mines Advisory Group, в период с 1974 по 2008 год от затаившихся в земле не разорвавших боеприпасов погибли около 40 тыс. лаосцев. В 40% случаев жертвами были дети, которые порой буквально спотыкались о боеприпасы.
31 августа 2017 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) прошла крупнейшая эвакуация со времен Второй мировой войны. При строительстве котлована обнаружили британскую бомбу весом в 1800 килограммов. Из района площадью 1,5 квадратных километра эвакуировали более 70 тыс. человек.
По оценкам Смитсоновского института, из 2,7 млн бомб, которые ВВС США и Великобритании сбросили на Германию, каждая десятая не разорвалась. С годами невзорвавшиеся боеприпасы становятся все более опасными, поскольку происходящие с ними механические и химические реакции делают их поведение не предсказуемым. С 2000 года по наши дни в Германии из-за случайных взрывов погибло 11 саперов. Трое из них – во время детонации на уличном рынке в городе Геттинген. Они даже не успели прикоснуться к бомбе весом в одну тонну.
Британские же ВВС заботят, прежде всего, неразорвавшиеся боеприпасы, которые в ходе вооруженного конфликта могут упасть на их аэродромы и угрожать жизни летчиков и техперсонала. Случается, что боеприпасы отрываются от самолета при взлете или посадке. Такое очень редко, но тоже бывает. В любом случае взлетно-посадочную полосу нужно освободить от всего, что может вдруг навредить. Конечно, обезвреживанием могут заняться саперы, но, подумали в ВВС, лучше максимально обезопасить эту работу.
Машину назвали Recovery of Airbase Denied By Ordnance (RADBO) или в переводе – машина освобождения авиабазы от не взорвавшихся боеприпасов. За основу британцы взяли американские транспортеры с противоминной защитой MRAP, которые активно использовались в Ираке и Афганистане. Американцы боялись снайперских выстрелов и мин, которыми нашпигованы земли этих стран.
Британские машины отличаются особой V-образной формой бронированного корпуса. Взрывная волна от мины, практически не встречая сопротивления от клинообразного днища, обтекает корпус по боковым стенкам. Пострадать может подвеска колес, но их крепление настолько упрощено, что на ремонт машины при наличии сварочного аппарата требуется несколько минут. Впервые эту идею осуществили южноафриканские конструкторы еще во времена апартеида.
Для обезвреживания затаившихся боеприпасов RADBO вооружен трехкиловаттным лазером Zeus III. Питают лазер два генератора, которые выдают силу тока в 1100 ампер. Саперный лазер установлен на крыше бронемашины. Мощности луча недостаточно, чтобы бороться с движущимися целями, но неподвижные бомбы, снаряды, мины и ракеты он уничтожает на расстоянии до 300 метров. Для этого достаточно навести луч на обнаруженную цель и путем нагрева подорвать ее. Остается только засыпать воронку и восстановить покрытие аэродрома.
Роботизированный манипулятор на автомобиле позволяет экипажу исследовать кратеры, не забираясь в них, разбирать завалы и перемещать бомбы в места, где их можно безопасно взорвать. Манипулятор поднимает объекты весом до 18 тонн. Если даже манипулятор оторвет взрывом, оператор имеет хорошие шансы выжить внутри машины RADBO.
ВВС заинтересовались возможностью уничтожать боеприпасы лазерами в 2015 году, когда увидели аналогичные американские машины RADBO Cougar. В своем броневике они хотят применить южноафриканские противоминные технологии, доказавшие эффективность в борьбе с вооруженными отрядами Африканского национального конгресса.
«У нас есть задача – обеспечить превосходство в воздухе, — сказал Тони Миранда, руководитель программы RADBO, — а это значит, что аэродром должен безостановочно принимать самолеты, обслуживать их и отправлять в воздух. Если на аэродроме есть неразорвавшиеся боеприпасы, обслуживающий персонал не сможет позаботиться о самолете. Ни о каком превосходстве в воздухе тогда речи быть не может».