Александр Сычев
Смысл, который Пентагон вложил в это название, раскрыл министр ВВС США Фрэнк Кендалл. «На протяжении десятилетий, — приводится в пресс-релизе его высказывание, – американские военнослужащие несут вахту, всегда бдительны и готовы вступить в бой. Это название будет служить напоминанием для тех, кто будет эксплуатировать, охранять и обслуживать систему в будущем, о дисциплине и ответственности и об их долге».
Над созданием «Стража» трудится корпорация Northrop Grumman, которая получила заказ на разработку в 2020 году. На научно-исследовательские работы до 2025 года планируется потратить более 13 млрд долларов. А в целом вся программа разработки, испытаний и производства новой баллистической ракеты шахтного базирования, по предварительным оценкам, обойдется бюджету США примерно в 95 млрд долларов. В прошлом году эта цифра была на десять миллиардов меньше.
О характеристиках МБР LGM-35A Sentinel пока ничего не известно, что естественно – оружие стратегическое и нельзя давать противникам, среди которых, прежде всего, Россия и Китай, возможность подготовить ответ. Сегодня можно предположить, что по габаритам она практически идентична LGM-30G Minuteman III (в переводе – «Ополченец»), потому что займет не только место этой МБР в американской ядерной триаде, но и буквально встанет в те же шахты.
«Ополченца» приняли на вооружение в 70-х годах прошлого века. С тех пор Minuteman неоднократно подвергался модернизации: совершенствовалась электроника, заменялись боевые части, корректировали состав топлива. Максимальная дальность полета третьей, последней модернизации достигает 13 тыс. километров. В боеголовке М-21 могут разместиться три заряда. Всего на вооружении США сегодня стоят около 450 ракет. Все планируется заменить «Стражами», так как модернизировать их по некоторым причинам больше нельзя.
Одновременно будут проведены работы по модернизации самих шахт. Но какие именно представители ВВС США не раскрывают.
Исходя из габаритного сходства двух МБР, можно сделать вывод, что летные показатели Sentinel не хуже, чем у Minuteman – дальность полета не будет снижена. В ВВС США также уклончиво сказали, ракета станет более точной, безопасной для обслуживающего персонала и надежной. Сколько боеголовок она сможет нести не сообщается. Зато известно, что первая партия ракет получит термоядерный заряд W-87-0, а с 2030 года «Стража» вооружат зарядами W-87-1.
Очевидно, что оба варианта – модификации того, чем в 80-е годы оснащали боеголовки на тяжелых межконтинентальных баллистических ракетах LGM-118 Peacekeeper («Миротворец»), снятых с производства и вооружения по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружениях СНВ-2. Таких ракет было всего 50, и когда их пустили на мирные цели, использовали для запусков спутников в космос, термоядерные заряды W-87 переехали на Minuteman III. Мощность каждого такого заряда достигает 475 килотонн.
Новые ракеты поступят в распоряжение 20-й воздушной армии и разместятся на авиабазах имени Фрэнсиса Э. Уоррена в штате Вайоминг, Малмстром в штате Монтана и Минот в штате Нью-Джерси. Там они будут находиться весь срок своей службы – до 70-х годов нынешнего столетия.
Полная замена арсенала Minuteman III проводится в соответствии с программой модернизации всей ядерной триады Соединенных Штатов. На ее осуществление планируется потратить, по оценкам на данный момент, более 1,2 трлн долларов.
В соответствии с этой программой, корпорация Northrop Grumman ведет работы над новым стратегическим бомбардировщиком В-21 и, как сообщается, уже приступила к испытаниям первого прототипа и достраивает второй.
Заменять МБР морского базирования пока не предполагается, но вы наборе зарядов, установленных на Trident II, появились новые маломощные заряды W-76-2. Их мощность достигает 5-6 килотонн. Зачем это сделано? В Вашингтоне сочли, что маломощные заряды дают некое преимущество. Логика очень странная. Американские политики под влиянием военных уверовали в то, что небольшой атомный взрыв мир легко переживет, а вот эффект устрашения Вашингтон получит колоссальный. На Хиросиму в 1945 году сбросили 18 килотонн, а через три дня на Нагасаки – 20 килотонн. Человечество выжило, Япония тут же сдалась. Взрыв заряда W-76-2 вообще никто не заметит, кроме той страны, на территории которой это произойдет.
Такова логика вашингтонских стратегов. Поразительно, что не замечают или не хотят видеть катастрофическую ошибочность своих рассуждений. Локальным взрывом или даже парой дело не ограничится. Японии нечем было ответить. В современных условиях ответ последует немедленно. Опасность маломощных зарядов, особенно, когда их наличие обосновывается странными умозаключениями, сильно понижает порог допустимости применения ядерного оружия. Шанс развязывания глобального термоядерного конфликта возрастает.