Это максимум с сентября 1998 года (тогда цены за месяц выросли на 38,4%), - прогнозируют эксперты. В 2014 году максимум месячной инфляции не превышал 3,9%, а в 2008 году цены росли на 2,8% в месяц. Годовая инфляция по текущему прогнозу Министерства экономики должна составить 16,6%
Экономист Дмитрий Прокофьев обращает в своем канале внимание на интересный феномен, при растущей инфляции, растет и курс рубля:
«Что здесь интересно. Инфляция 1% в неделю. А рубль на торгах Мосбиржи – вот сейчас, когда я это пишу – ниже 75 рублей. (Т.е. российские товары, продаваемые внутри РФ, «подорожали» не только в рублях, но и в долларах)
Как так, нам столько раз объясняли, что «слабеющий рубль» - это и есть причина роста цен? А тут доллар дешевеет, а цены растут все равно. Причем доллар то дешевеет уже с марта, а цены с марта только ускоряются.
Как это работает?
В свое время нобелевский лауреат Роберт Манделл объяснял, что у финансовых властей страны есть всего три варианта действий:
А. вы можете двигать процентные ставки – в экономике рецессия – снижаем ставку, расширяем кредит, даем деньги. Соответственно, в экономике бум, цены растут – повышаем ставку, ограничиваем кредит, инфляция тормозит
Б. вы можете держать стабильный курс своей валюты, по отношению, допустим, к доллару – это снижает риски для бизнеса, поскольку можно спокойно считать издержки, а если надо – то и кредитоваться в другой валюте, где условия лучше.
В. вы можете разрешить свободное движение капитала через границы – это тоже хорошо для бизнеса – легко вкладывать деньги там, где можно больше заработать, и так же легко деньги привлекать.
Но, объяснял Манделл, вы не можете дергать за все эти рычаги одновременно, сочетать можно только два.
Например, Китай держит стабильный курс юаня к доллару (Б), манипулирует ставками (А), но – никакого свободного движения капитала через границу (В). А пока есть контроль над капиталом – не бывать юаню резервной валютой – глупо накапливать средства в валюте, которую ты не можешь использовать как хочешь и где хочешь.
Другой вариант – любая страна «еврозоны» – имеет стабильный курс евро (Б), с движением капитала – тоже никаких проблем (В), но – если вы в еврозоне, то устанавливать ключевую ставку (А) вы не можете – за вас это делает ЕЦБ.
Третий вариант – это США. ФРС двигает ставку так, как считает нужным (А), с капиталом ты можешь делать, что хочешь (В), но курс доллара (Б) – тут уж рынок решает, дорого или дешево будет стоить американская валюта.
Но денежные власти РФ дернули за все три рычага одновременно.
В. Прищемили движение капитала – не переводим деньги на иностранные счета, нерезидентам нельзя на биржу,
Б. «почти вручную» установили курс рубля к доллару – запретили людям покупать валюту, приказали экспортерам продавать 80% валютной выручки (а Газпрому – вообще 100% выручки приказали продавать через уполномоченный банк («газ-за-рубли»)
А. И рванули ставку – с 9,5% до 20%, чтобы замедлить отток денег из банковской системы.
Что получилось?
«Доллар по 75».
Почему это важно? Потому что это простой, понятный, и очень наглядный показатель, который начальство показывает народу – видите, что делается с долларом? (А заодно это мотивирует владельцев наличной валюты нести ее в банк, «пока не поздно»)
Но.
Бизнес прекрасно понимает, что, манипулируя рублем, власти маскируют реальную ситуацию в экономике. Если вы одновременно пытаетесь «держать курс», «ограничиваете движение капитала», и «повышаете ставки», значит, в экономике что-то идет не так.
И что в этой ситуации делает бизнес? Страхуется.
Как он это делает? Тоже три варианта.
Повышает цены.
Оптимизирует ассортимент.
Сокращает издержки (снижает расходы на персонал, в первую очередь).
И бизнес тоже делает это все одновременно.
В результате мы видим то, что видим. Курс доллара «снижается», а инфляция растет. Ассортимент сокращается, а снижение реальных доходов мы увидим…
Экономику не обманешь.