О странном, мягко говоря, отношении швейцарских властей к беженцам из разных стран, пишет в своей публикации цюрихская газета Neue Zürcher Zeitung:
«Украинской матери позволено жить с двоюродным братом после бегства в Швейцарию, жертве войны в Сирии - нет: волна беженцев обнажает слабые места законодательства о предоставлении убежища.
Беженцы не все одинаковы: во многих сферах жизни люди из Украины пользуются лучшим отношением и обращением, чем перемещенные лица из других стран. Это вызывает раздражение.
Солидарность с беженцами не ослабевает даже спустя полтора месяца после начала спецоперации. Другие беженцы могут только мечтать о той поддержке, которую украинцы получают по всей Европе. Это касается и благоволения официальной Швейцарии. С юридической точки зрения украинцы не являются беженцами, потому что они не подвергаются индивидуальным преследованиям. Они получают так называемый статус защиты S. Их положение лучше всего сравнить с перемещенными лицами из других зон конфликта, которые временно допускаются в страну (статус защиты F).
Однако люди, прибывшие, например, из Сирии или Афганистана, должны сдать деньги и ценности на сумму свыше 1 000 франков, но не более 15 000 франков, чтобы покрыть расходы, понесенные на них. Эти правила не применяются к беженцам из Украины. Даже Национальный банк старается сделать так, чтобы люди могли обменять свои деньги на швейцарские франки. Даже домашние животные им разрешены.
Такие различия вызывают раздражение членов организаций, помогающих беженцам и экспертов. Тот факт, что люди с защитным статусом S могут бесплатно пользоваться общественным транспортом до конца мая, также свидетельствует о радушии, которой не хватает другим перемещенным лицам. Альберто Ачерманн, профессор миграционного права в Университете Берна, безоговорочно называет этот факт «шокирующим».
Регион мира, из которого бежали люди от военных действий, во многом влияет на их жизнь в Швейцарии во всех ее аспектах.
В то время как просители убежища и перемещенные лица обычно сначала должны находиться в федеральном центре, прежде чем их распределят по кантонам, украинцам разрешено ехать дальше напрямую, например, в частные дома принимающих семей. Они могут зарегистрироваться даже после поступления.
Просители убежища распределяются по кантонам в соответствии с принципом пропорциональности. При необходимости учитывается место жительства супругов и детей. Украинцы же, имеющие контакты в Швейцарии, напротив, могут выбирать место жительства более свободно. Также учитывается место проживания других родственников и друзей. «Непонятно, почему не всем беженцам разрешается использовать такие диаспоральные связи в Швейцарии», - недоумевают эксперты.
Перемещенные лица из Сирии могут устроиться на оплачиваемую работу только после получения предварительного разрешения. Для этого они должны сначала пройти процедуру получения убежища. В то же время украинцы могут начать работать через короткий промежуток времени.
Временно допущенным лицам не разрешается выезжать за границу - даже в Шенгенскую зону. Это правило было принято парламентом зимой. В принципе, это касается и лиц с защитным статусом S. Но поскольку украинцам виза не нужна, Федеральный совет воздерживается от введения запрета на поездки. Навестить дядю во Франции или друзей в Берлине - это табу для сирийцев, но не проблема для беженцев из Украины.
Беженцы с защитным статусом S имеют право на немедленный приезд членов семьи в Швейцарию. Люди со статусом F должны ждать три года для воссоединения семьи, а также не должны получать социальную помощь
Жители Украины также пользуются определенными преимуществами в плане социальной помощи. Они получают не больше денег, чем люди с защитным статусом F, но при этом Комитет по социальной помощи (Skos) рекомендует пока не принимать во внимание наличные деньги и материальные активы в родной стране. То же самое относится к драгоценностям и автомобилям.
Беженцам из Украины разрешено ввозить в страну собак и кошек - несмотря на то, что Украина является зоной бешенства. Почти пять процентов украинцев берут с собой домашних животных, а федеральное правительство Швейцарии временно смягчило условия ввоза собак и кошек из Украины.
По мнению одних экспертов газеты, тот факт, что сирийцам, в отличие от украинцев, не был предоставлен статус защиты S, несмотря на то что их личная ситуация в родной стране зачастую была схожей, все же может быть оправдан.
Они не считают недопустимым неравное обращение с беженцами на основании обстоятельств их бегства. Тот факт, что украинских беженцев не заставляют продавать свои автомобили и личные вещи в течение первых шести месяцев социальной помощи, можно объяснить, например, надеждой на скорое возвращение. Эксперты уверены, что не следует смешивать различные ситуации и говорить о неравном отношении к беженцам.
Другие же эксперты считают, что неравное обращение после получения статуса не поддается пониманию, поскольку «основные потребности одинаковы, независимо от того, бежал ли человек из Сирии или Украины».
Дискуссия на эту тему становится в швейцарской прессе все более острой.