Александр Сычев
Эта система пока проходит в списке продукции компании под такой трудно произносимой маркировкой - LVSS ADA C-UAS. Ее создатели называют свою установку «убийцей дронов». Возможно, это прозвище приклеится к системе.
В последние годы, по мере усовершенствования компьютерных технологий и миниатюризации процессоров, дроны стали сильно беспокоить военных многих стран мира. Этому, думается, в какой-то степени способствовали километры поражающих воображение роликов, отснятых военно-промышленными компаниями. В них маленький, размером с колибри, квадрокоптер порхает у лба человека, по внешнему виду определяя, кто он, и, распознав в нем цель, убивает. А дроны, размером с птиц покрупнее, незаметно подкрадываются к танкам, артиллерии, грузовикам, и уничтожают их.
В значительной степени это все еще только фантазии. Однако современные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) уже эволюционировали до такой степени, что Министерство обороны США рассматривает их как потенциальную опасность для вооруженных сил и вкладывает не малые средства в разработку средств защиты от маленьких и больших бездушных убийц.
«Защита обширных границ, береговых линий и передовых оперативных баз чрезвычайно осложняется в связи с появлением беспилотников», — подогрела страхи Джифен Лей, исполнительный вице-президент и генеральный директор Teledyne, представляя новое детище своей компании.
Летающие дроны беспокоят не только США. За последние годы в разных странах было придумано несколько способов противодействия БПЛА. В Израиле, например, установили на квадрокоптер автоматическую винтовку, которой управляет компьютер. Их дрон взлетает и поштучно отстреливает беспилотники противника. Довольно точно.
Предлагалось также отлавливать дроны сачками, как бабочек, выстреливать по ним сети из пушек, глушить радиосигналы, чтобы БПЛА теряли связь с операторами, поджаривать их мощным электромагнитным излучением и даже прожигать лазерами. Наконец, звучали предложения натаскать на них хищных птиц. Какая разница, что орлам или соколам ловить – голубей, уток или БПЛА?
Teledyne от экзотических решений отказалась, но наделила свою систему всеми возможными способностями – обнаруживать, видеть, следить, определять степень угрозы и в соответствии с ней противодействовать. Особенность LVSS ADA C-UAS заключается в том, что она способна бороться не с одним или двумя дронами, а с целыми роями сразу. 3D-радар дальнего обнаружения способен обнаруживать и вести до 500 беспилотников единовременно.
Вся система размещена на стандартном грузовичке Ford F-250. Мачта высотой пять метров поднимается менее чем за минуту, а складывается за 30 секунд, причем даже в движении. Машина может быстро менять позиции и избегать ответного удара. На мачте размещены антенна радара, две видеокамеры (одна дневная высокого разрешения, другая работает в инфракрасном спектре) и несколько датчиков обнаружения радиочастотного излучения в диапазоне от 400 МГц до 6 ГГц. Эти датчики обнаруживают управляющие радиосигналы на расстоянии до трех километров.
Все эти приборы объединены программой Camelion V5. Программное обеспечение позволяет распознавать воздушные цели, ранжировать их по уровню опасности и передавать полученные данные находящимся поблизости подразделениям и системам вооружений. По заверениям конструкторов, система защищена от кибератак и взломать ее крайне сложно.
Помимо разведывательных функций LVSS ADA C-UAS может также уничтожать беспилотники на расстоянии до полутора километров. Для этого на Ford установлен высокочастотный излучатель мощностью 30 Ватт. Судя по мощности, речь идет, скорее всего, о глушении управляющих радиоволн, отправке на дроны ложных команд, а также искажении навигационных данных. В любом случае беспилотник либо падает, либо улетает в неизвестном направлении и, опять же, падает. Для выведения электроники беспилотников из строя мощность излучения ADA C-UAS маловата. Тем не менее, в пресс-релизе компании указывается, что системе по зубам беспилотники всех весовых классов до 600 килограммов, включая роевые БПЛА.