Как уже сообщили «Новые Известия», президент Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил о намерении вступить в состав России: «Южная Осетия, Россия, весь мир переживают переломный момент. Русский мир сегодня отстаивает интересы тех, кто ему привержен. Первое за новейшую историю возрождение Русского мира случилось именно здесь, в Южной Осетии в 2008 году, когда Россия приняла решение защитить осетинский народ и признать независимость Южной Осетии. Объединение с Россией - наш путь, чаяние народа. И по этому пути мы будем двигаться. Соответствующие юридические шаги мы сделаем в ближайшее время. Республика Южная Осетия будет в составе своей исторической родины – России.»
Разумеется, на это заявление тут же последовала реакция Грузии, президент республики Саломе Зурабишвили заявила в эфире телеканала CNN, что теперь и ее страна будет участвовать во всех международных финансовых санкциях, которые были введены против России из-за спецоперации в Украине.
Со своей стороны, глава пресс-службы Госдепа США Нед Прайс сказал по поводу предполагаемого референдума в Южной Осетии о вхождении в состав России: «Мы не будем признавать результаты любых усилий со стороны России или связанных с ней сил по разделу грузинской территории.»
По-разному на эту ситуацию отреагировали в своих каналах российские эксперты.
Политолог Рамиль Харисов уверен, что заявление Бибилова было согласовано с Москвой: «Очевидно одно: без согласования с Москвой подобные заявления никто делать бы не стал – значит, этот вопрос уже можно считать решенным. Осталось только назначить время его юридического оформления.»
Эксперты канала «Стекломой» считают, что в текущем историческом моменте решение о присоединении Южной Осетии выглядит оправданным: «Россия получает не только 50 тысяч лояльного православного населения вместе со своими землями, но также возможность развернуть полномасштабное военное присутствие буквально в 30 км от Тбилиси.»
Политолог Юрий Баранчик уверен, что это только начало: «По всей видимости, сначала на Южной Осетии обкатают сценарий присоединения и начнут процесс. А потом с периодичностью раз в полгода-год он будет продолжен той же Абхазией (как будто у неё есть деньги на суверенитет), ЛНР, ДНР и т.д.»
Аналитик канала «Мастер пера» того же мнения: «Похоже на то, что присоединяться к России дружественные соседи, включая, возможно, и Белоруссию, и освобождённые украинские регионы, будут все скопом, но чуть позже, после завершения спецоперации.»
Канала Dirtytatarstan считает, что на этом пути возникнут трудности: «В Южной Осетии уже сформировались собственные элиты, свои поделённые бюджеты, людям хочется отдельный регион, двух отдельных сенаторов и прямые федеральные дотации, поэтому весьма вероятно, что на этой почве Северная и Южная Осетия будут регулярно между собой конфликтовать.»
Политконсультант Ярослав Игнатовский скептически отнесся к этой новости: «Южная Осетия - не Донбасс с его ресурсами и территориями, отдача от региона будет небольшая, а вкладываться туда нужно. Далеко не факт, что российские власти готовы взять на себя ещё большие риски, поэтому право осетинского народа на самоопределение пока под вопросом.
Популярный блогер Александр «Сталингулаг» Горбунов считает, что «к тем, кто ещё остался в России, добавляется ещё один дотационный регион, а тем, кто уехал из России в Грузию, теперь будут там совсем не рады.»