Вдвое больше россиян увеличили свои траты с началом спецоперации на Украине. Пандемийные времена тоже давали такой скачок, однако тогда рост увеличивших свои расходы составлял 8% против 14% сегодня.
По данным исследователей, логика тех, кто стал больше тратить сводится к следующему: в условиях высокой инфляции делать и хранить накопления неразумно. "Долго откладывали некоторые покупки, а теперь всё купили, пока деньги окончательно не превратились в бумажки", - объясняют те, кто тратят.
Двукратно возросло и число сограждан, придерживающихся противоположной финансовой стратегии. Почти каждый второй россиян - 49% стал экономить, следует из исследования аналитиков портала SuperJob. Экономящие чаще ссылаются на рост цен и сокращение своих финансовых возможностей. В опросе приняли участие 1.6 тысяч экономически активных россиян старше 18 лет из 390 населенных пунктов (распределенных по всем округам России).
При этом эксперты подметили, что потратить чаще других стараются сограждане с более высоким доходом (от 80 тысяч рублей в месяц), экономить - с более низким (50-80 тысяч рублей).
В изменении личной финансовой стратегии призналось 63% россиян, при этом они подчеркивали что имели таковую.
Почти четверть россиян (24%) никак не изменили свое финансовое и потребительское поведение, их траты с начала спецоперации не изменились.
Эксперты "Тиньков" проанализировали, на что конкретно тратили деньги их клиенты по мере того, как расширялись санкции в отношении России и отдельных физических и юридических лиц.
Данные обобщены на основе транзакций более 20 млн клиентов в период с 24 февраля по 11 марта.
Число транзакций (покупок) осталось прежним или даже упало, увеличение трат происходило за счет повышения среднего чека.
Таким образом, в конце февраля — начале марта жители России увеличили расходы на покупку электроники, техники, одежды, косметики, зоотоваров, товаров для дома и ремонта и на путешествия.
Количество покупок выросло по сравнению с началом февраля, однако не изменилось и даже снизились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, но выросла средняя сумма одной операции, отмечают обозреватели Tinkoff Datа.
С 28 февраля по 6 марта жители России совершили покупок одежды на 53% меньше, чем в аналогичный период прошлого года при росте среднего чека на 44%. Выходит, что новости о закрытии зарубежных сетей глобально не повлияли на потребительское поведение в этой категории товаров.
"Ажиотажа в категории одежды в целом по стране не произошло, хотя в магазинах Zara количество покупок выросло на 50%, а траты — в 2,5 раза. Понятно, что «кассу делали» те, кто выбрал в качестве личной финансовой стратегии – тратиться. Это хорошо видно на примере категории «Одежда» и, особенно, «Товары для дома». Ажиотажный спрос в магазинах Zara, Uniqlo, IKEA, OBI и ряда других, «уходящих» брендов увеличили средний чек, но количество покупок повысилось значительно слабее", отмечают аналитики Tinkoff Datа.
Количество покупок товаров для животных выросло по сравнению с началом февраля на 11%, средний чек — на 60%. Всплеск по данной категории товаров произошел 3 марта - в 2,5 раза больше покупок, чем в ту же дату год назад.
Траты на товары в категориях «дом», «ремонт» снизились на 8% по сравнению с прошлым годом, но вырос средний чек - на 87%. Пики спроса приходились на 28 февраля и 2 марта - вдвое больше покупок по сравнению с теми же датами прошлого года.
Реже (на 21%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стали покупать авиа- и железнодорожные билеты. Однако по сравнению с началом февраля спрос на билеты вырос на 7%, расходы на авиа и ж/д билеты - на 60% и 22%.
Туристы купили вдвое больше организованных туров в конце февраля - начале марта этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года, несмотря на то, что они подорожали на 37%. Удвоение спроса произошло в основном за счет направлений внутри России. Эксперты видят прямую связь с сокращением авианаправлений.
Произошли смещения в пропорциях структуры трат. Согласно данным опроса Tiburon Research, проведенного 16-18 марта, каждый третий (33%) потребитель в России приобрел товары впрок. Лидером подобного избыточного потребления стали продукты питания (их покупают 76% из тех, кто создает запасы) и лекарства (48%). С некоторым отрывом идут товары для животных (35%) и одежда, обувь, аксессуары (31%). А каждый десятый (11%) делает ремонт.
Экономить-то россияне стали, но вот от брендов отказываться пока не спешат.
Лишь половина урезающих траты перешли на более дешевые магазины и марки. Как же они тогда экономят?
Согласно данным того же опроса Tiburon Research (16-18 марта 2022 г.), люди стали уделять больше внимания цене. Большинство (82%) ищут более низкие цены и акции. Многие (72%) сокращают потребление тех или иных категорий товаров. В Топ-3 таких направлений входят питание вне дома (в ресторанах, кафе), путешествия, культурно-развлекательные мероприятия (кино, театр, концерты). Однако стремление сокращать потребление по этим категориям не означает полный отказ от этих благ.
В Топ-3 категорий отложенного спроса вошли: поездки (66%), покупка мебели и бытовой техники (57%), ремонт (50%). Это не самые дорогостоящие покупки. Скажем, об отказе от приобретения автомобиля заявило меньше респондентов - 38% респондентов (четвертая строчка), о недвижимости – 30% (шестая строчка).
В последнюю очередь россияне готовы экономить на телевидении и связи, товарах для детей и образовании.
На потребительское поведение влияют не только доходы граждан и цены на товары и услуги, но и уверенность в завтрашнем дне. Касательно уровня безработицы мнения экспертов разделились.
По словам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, в зоне риска - как компании с иностранным участием, так и российские предприятия промышленности и сферы услуг, зависящие от иностранных поставок ( к примеру, автопроизводители, авиасообщение, торговля, предприятия общественного питания, кинотеатры, финансовая сфера).
В свою очередь, президент Superjob Алексей Захаров отметил, что в условиях санкций речь идет не о закрытии иностранных предприятий, а об их временной приостановке: "Компании пока никого не увольняют, обещают выплачивать работникам зарплату и открыться, как только все устаканится. Общая ситуация следующая: логистика встала, поставок нет. Компании бы очень хотели продолжать продажи, но они физически не могут это сделать, на складах пусто".
Эксперт полагает, что крупные корпорации в итоге продолжат свою деятельность в России. «А мелкие предприятия не делают большой погоды для рынка труда.